В ходе сегодняшнего заседания Госдумы депутаты приняли законопроект о блокировке сайтов с нелегальным контентом. 337 человек проголосовали за его одобрение, против — один. Ожидается, что закон вступит в силу уже 1 августа 2013 года.

По заявлениям представителей интернет-индустрии, окончательная версия законопроекта оказалась ещё хуже, чем промежуточные. Компания «Яндекс» считает, что все поправки, которые могли бы добавить в механизм регулирования хоть немного здравого смысла, были полностью проигнорированы.

Поисковик акцентирует внимание на том, что нынешний текст проекта теперь ещё и запрещает размещать ссылки на страницы, которые могут содержать нелегальный контент. Причём ответственность за подобные действия можно применить к кому угодно: к поисковым системам, к добросовестным ресурсам и даже к обычным пользователям.

«Яндекс» считает, что такой подход технически безграмотен и ставит под угрозу само существование поисковых систем и любых других интернет-ресурсов: «В такой редакции законопроект направлен против логики функционирования интернета и ударит абсолютно по всем — не только по пользователям интернета и владельцам сайтов, но и по самим правообладателям. Выбранный способ регулирования борется не с пиратами, а с интернетом — это всё равно что навсегда закрывать магистраль, на которой произошла одна авария».

При этом единственной поблажкой, которой удалось добиться интернет-сообществу, можно назвать поправку, согласно которой действие будущего закона не распространяется на аудиофайлы — теперь он касается только кино- и видеопродукции. Однако не исключается, что вопрос о применении закона в других отраслях будет уточнён уже осенью.

В соответствии с новым законом все споры по нелегальному распространению фильмов в сети будет рассматривать Мосгорсуд. При этом правообладатель сможет добиться досудебной блокировки сайта, на котором предположительно размещена пиратская копия его фильма, если владелец ресурса откажется удалять спорный материал. После этого у заявителя будет ещё 15 дней на то, чтобы подать иск в суд.

Кинокомпании и телеканалы пока не собираются обращаться в суд сразу же после 1 августа. При этом они отмечают, что новые нормы уже хорошо работают как превентивная мера. «Мы видим на практике, как само обсуждение проекта стимулирует большие интернет-компании удалять весь левый контент со своих сайтов», — говорит гендиректор «Амедиа» Александр Акопов.