По данным исследовательского холдинга «Ромир», впервые с 2008 года потребительская активность россиян снижается сразу два осенних месяца подряд. Так, расходы ноября оказались на 1% меньше октябрьских и на 3% меньше сентябрьских. Если же сравнивать их с прошлым годом, то с учётом инфляции потребительская активность в России снизилась примерно на 7%. Об этом сообщает «Коммерсантъ».

По мнению представителей консалтинговой компании Esper Group, падение спроса объясняется уменьшением дохода: пик потребительского кредитования прошлого года теперь отражается на величине средств, которые россияне могут потратить после того, как внесут все обязательные платежи. Кроме того, ещё часть средств откладывается на участившиеся покупки длительного пользования.

По данным центра стратегических исследований Enter, ссылающегося на данные Росстата, за три квартала 2013 года темпы роста розничных продаж в России снизились с 12% до 10,8%.  При этом аналогичные тенденции наблюдаются и в других странах: темпы роста потребительской активности в США сократилась с 5,3% до 4%, в Китае — с 14,2% до 13,5%, а в странах Евросоюза — с 1,4% до 0,2%.