За последние месяцы несколько сотен пилотов лишились летных свидетельств. Многие — частные пилоты, переучивавшиеся на коммерческих в негосударственных авиационных учебных центрах. В последнем таком приказе 30 фамилий пилотов — все они проходили обучение в крупнейшей частной авиашколе России — Челябинском летном училище гражданской авиации (ЧЛУГА, или «Челавиа»). На вопрос The Village, означает ли это, что работающих пилотов уволят из авиакомпаний и им придется учиться заново, советник руководителя Росавиации Сергей Извольский ответил: «Совершенно верно». Павел Семченко, который лишился своего свидетельства неделю назад, рассказал, как сотни пилотов остаются без работы и кому это может быть выгодно.

Фотографии

Сергей Потеряев

Любитель

Мне 30 лет. Судя по всему, пилотом я решил стать еще в детстве. Мы часто летали из Хабаровска, где жили, в Екатеринбург к родне. Когда пришло время поступать самому, в Хабаровске не пахло никакими летными училищами, а выбираться из города не позволяли семейные обстоятельства. Все в семье думали, что стать летчиком очень трудно. Тогда я просто поступил на техническую специальность в Тихоокеанский государственный университет. Стал бакалавром, потом магистром, там же защитил диссертацию и стал кандидатом технических наук.


Я жил, учился, работал, но к 24 годам понял,

что меня не отпускает желание работать именно в небе


В Хабаровске на тот момент была программа обучения частных пилотов. Курс состоял из 42 часов летной подготовки и теории. Все лето 2013 года я усиленно слушал теорию, а летную подготовку проходил до марта 2014-го. Подготовка частных пилотов в России стоит примерно 500 тысяч рублей. Мой курс стоил чуть дешевле, но средняя сумма по стране такая. Имея лицензию частного пилота, я могу делать с воздушным судном все, что мне хочется, кроме как зарабатывать на нем деньги. Могу как Джон Траволта купить «Боинг-707» и летать на нем, но только для себя. Коммерческие перевозки запрещены.

На пилотов-любителей учатся энтузиасты типа меня, которые собрали последние деньги. Обычно они хотят развиваться в авиации дальше. Есть и те, для кого это просто хобби. Ведь при желании можно купить самолет не дороже хорошего джипа. Это самолеты из Америки 1976 года, но выглядят как в кино: американцы знают толк в авиации. Правда, в России в такие самолеты заливают бензин АИ-98 вместо авиационного и говорят: «А че, он же летает». Отсюда начинаются чудеса с отказавшими двигателями, а Росавиация потом кричит, что мы не умеем летать. Говорят, что у каждого врача есть свое маленькое кладбище, у пилота тоже — некоторые коллеги попадают туда из-за собственной беспечности.

Профессионал

Федеральное авиационное правило № 147 предусматривает, что если человек выучился на частного пилота и налетал 200 часов, то ему могут выдать свидетельство коммерческого пилота. Я думал, что буду работать и потихоньку налетывать эти часы в свое удовольствие. Но в 2013 году разбился «Боинг-737» в Казани, а в результате расследования было установлено, что один из пилотов приобрел себе приписки — часы полета, которые он не налетал на самом деле. Пилот получил свидетельство в частном авиационном учебном центре. Началась охота на ведьм. У знакомых, которые реально налетали 200 часов, аннулировали пилотские свидетельства. Тогда я понял, что, если пойти по этому пути, могут быть проблемы.

Я подумал, изучил практику, поговорил с представителями Росавиации, которые посоветовали мне ехать в Челябинск. Там находится Челябинское летное училище гражданской авиации — единственное, где можно было абсолютно легально получить квалификацию пилота на базе высшего технического образования. Это была именно программа дополнительного профессионального образования (ДПО) — переподготовка на основе госстандарта программы среднего профессионального образования (СПО) подготовки пилотов, только без истории, философии, математики, которые у человека с дипломом о высшем образовании уже есть. Росавиация утвердила программу, мы видели документы, которые нам будут выдавать. Теперь нам говорят, что мы якобы устраивались на программу СПО, которая длится два года и 10 месяцев, а проходили ДПО за 10 месяцев. Но мы дураки, что ли? Мы прекрасно знали, на что шли. Все профессиональные модули, летная и тренажерная практика содержатся в обеих программах. В ДПО нет только базовых предметов, которые мы и так проходили в других вузах. Я считаю, что сейчас такое объяснение дается в расчете на людскую простоту. Далекие от авиации люди считают, что чем дольше учится пилот, тем лучше, но реальное количество часов практики что за пять лет, что 10 месяцев одинаково.

Мое обучение стоило около полутора миллионов рублей — где-то 500 тысяч я сэкономил за счет предыдущего налета. Попасть туда не трудно, но большим барьером являются именно деньги. Группы набирались четыре раза в год и были небольшие — по 7–12 человек. Это был очень напряженный режим, полный день с понедельника по субботу. Но было хорошо: мы напрягались, учились хорошо и выучились. Хотя были люди, которые не смогли.

Училище работает с 2011 года, там все было новенькое. Представьте себе летную школу в США: полоса, гостиница, ангар с самолетами. То же самое было и под Челябинском. Все было построено после изучения зарубежных практик. Люди сделали это конкурентным, как предполагают современные нормы обучения пилота. Итальянские самолеты, которые содержатся в идеальных условиях, авионика как в больших самолетах. У меня не было никаких нареканий. Я вкладывал свои деньги и выбирал, куда их нести. И выбрал это училище из-за качества техники и подготовки пилотов-инструкторов.

Трудоустройство

Я выучился в «Челавиа», и у меня горели глаза. Еще два месяца учил в Екатеринбурге авиационный английский, чтобы усилить свои позиции. Знал, что выпускников «Челавиа» везде берут — их любят. Где-то в мае 2016 года я начал стучаться в авиакомпании, мол, смотрите, какой я красавец, только что выпустился. Разослал миллион резюме, начал ездить по авиакомпаниям, но они говорили удивительные вещи, что им нужен диплом гособразца. А «Челавиа» выдает диплом установленного образца, потому что это переподготовка. Всю осень я ходил и доказывал, что такого правила нигде нет. Но потом стало понятно, что Росавиация не велит авиакомпаниям нас брать. Это было некое негласное распоряжение.

От безысходности я решил пройти в том же «Челавиа» теоретический курс, после которого мне выдадут госдиплом. Опять плачу деньги, опять слушаю то же самое от тех же преподавателей. Тогда же мне позвонили из одной известной авиакомпании, пригласили на собеседование. Я ушам своим не поверил, думал, меня разводят. Приехал к ним в Москву — вроде не обманывают. Через месяц после тестового визита мне назначили собеседование. Я усиленно готовился: повторял курсы, писал конспекты, смотрел фильмы, подтягивал английский. По итогам прохождения skill-теста (на тренажере, имитирующем самолет) стал четвертым из 16. Мне обещали позвонить, но замолчали до июня. Все это время я нигде не работал, брал подработки, чтобы с голоду не умереть. Даже на всякий случай зарегистрировался на агрегаторах такси — готовился к худшему.

Барьеры

Когда уже сам поинтересовался, почему так долго нет ответа, мне сказали то же самое: Росавиация не рекомендует брать выпускников «Челавиа». Через месяц до меня дошли слухи, что наши пилотские свидетельства собираются аннулировать. «Как это вообще возможно?!» — думал я. Но так и произошло. В прошлую пятницу, 28 июля, в то время, как я выполнял полет, чтобы подтвердить квалификацию, мое пилотское свидетельство было аннулировано. Формулировка такая: «За предоставление недостоверных сведений». В первом приказе об аннуляции свидетельств было семь человек, во втором приказе — уже 30. Все они прошли профпереподготовку в «Челавиа», начиная с 2014 года.

В Росавиации мне сказали, что программа 2014 года не сертифицирована авиационным учебным центром. Хотя старая версия этой программы была сертифицирована еще в 2011 году, а новая была такой же, только с увеличенными часами налета. Росавиация уже подтвердила эту программу один раз, и она была легитимна.

Я ходил к уральскому омбудсмену и говорил: «Представьте ситуацию: инспектор останавливает машину на дороге, а оттуда вываливается пьяный водитель, но инспектор не может забрать у него права — это делается через суд». Тогда почему у нас все не так? В суде бы доказали, что я предоставил недостоверные документы. Почему руководитель Росавиации Нерадько решил, что он судья?

Сейчас каждый из аннулированных подал запрос в Росавиацию, но они говорят: «Обращайтесь в суд, это ваше право». Мы не можем работать, на последние деньги ищем адвокатов. Я помогаю «Челавиа» — пишу письма в разные инстанции, пытаюсь придать эту историю огласке. Мы составили коллективную жалобу и отправили в Генпрокуратуру, но ответ до сих пор не пришел. Почему так происходит? Государство на самом деле пытается установить монополию на обучение пилотов. Пытаются уничтожить последний частный авиационный центр.

Будущее

Это еще не конец. Например, два моих одногруппника сейчас летают, но знают, что им кранты. В ближайшие дни их тоже аннулируют. Причем у одного из них есть президентский орден: он безопасно посадил самолет с отказом техники так, что никто не пострадал. И вот он, по версии Росавиации, не умеет летать. Постоянный прессинг, что отнимут пилотское и перекроют доступ в небо. Они летают со знанием этого, нервничают, а у них за спиной 80 человек сидят.

Грядет массовое увольнение работающих пилотов. При этом в России не хватает летного состава. Госучилища выпускают несколько сотен пилотов, но они не могут устроиться в авиакомпании. Там сложное собеседование, экзамены по аэродинамике, воздушной навигации, метеорологии, skill-тест. Далеко не каждый выпускник госучилища проходит это: у них мотивация ниже, чем у тех, кто заплатил за обучение.

Из-за нехватки пилотов приглашают специалистов из-за рубежа. А кто сюда приедет на зарплату ниже? Те, кто у себя не смог устроиться. А наши уезжают в Китай, где им платят в три-четыре раза больше. Хотя не только за этим: уезжают за отношением, здоровьем, спокойствием. Никто там не заставит брать переработки, экономить топливо, подойти ближе к грозе, а не уйти на запасной аэродром. В России остались только патриоты и гастарбайтеры, которые не конкуренты у себя на родине.


Если меня вернуть в прошлое, я даю вам слово, я бы отучился в Европе, переплатил бы в два раза и уехал бы из этой страны


Я все равно хочу работать в России. И даже при желании уехать работать куда-то не смогу. Для трудоустройства в зарубежные компании нужно верификационное письмо от Росавиации, что с пилотским все в порядке. А с ним, очевидно, сейчас не все в порядке — мне просто аннулировали его без суда.

Что я буду делать, чтобы попасть в небо? Сейчас мы ведем переговоры с некоторыми странами, чтобы получить свидетельства там. Мы вынуждены ехать в другую страну, платить там немалые деньги, чтобы никакая Росавиация не могла их аннулировать. «Челавиа» с момента, как начался шум, работает только в рамках среднего профессионального образования. Новый сертификат на программу переподготовки им не дают.

Конечно, я стараюсь верить в то, что мы добьемся справедливости. Но если меня вернуть в прошлое, я даю вам слово, я бы отучился в Европе, переплатил бы в два раза и уехал бы из этой страны.

Сергей Извольский

советник руководителя Росавиации

Челябинское летное училище гражданской авиации выполняло подготовку лиц по программе среднего профессионального образования (СПО), которая подразумевает (в соответствии с действующим законодательством) обучение в течение двух лет и 10 месяцев. Программа СПО должна содержать теорию, тренажерную и практическую подготовку. А фактически обучение проходило 10 месяцев по программе дополнительного профессионального образования (ДПО). Таким образом, летное училище набирало слушателей по одной образовательной программе, а выпускало — по другой, неполной. Это несоответствие было выявлено, и, к сожалению, те слушатели, которые вместо положенной программы получили образование по другой, лишаются своих свидетельств.

Представители «Челавиа» в разговоре с The Village от комментариев отказались.