The Village побывал на нижегородской фабрике стеклянных елочных украшений «Ариель» и узнал, как рождаются нарядные новогодние фигурки.

Фотографии

Илья большаков


Сложно представить, но с 1927 по 1935 год в Советском Союзе ни Новый год, ни Рождество не праздновались — в них видели идеологическую угрозу. Но затем традиция ожила и стала развиваться с новой силой, хоть и с привкусом пропаганды. Фабрика «Ариель», основанная в 1996 году, — одно из всего лишь двух круглогодично работающих производств в стране. Она же — правопреемница стеклодувно-художественного цеха горьковской артели «Детская игрушка», открытого в 1936 году. После того как народу вернули праздник, стали появляться и стандарты по изготовлению игрушек, и методические пособия для учителей, как нужно правильно наряжать елку с детьми, потому что каждой эпохе соответствовала своя символика, призванная укрепить дух граждан, веру в вождей и далее по списку. Если вспомнить ретрофигурки, несложно догадаться, в период чьего правления на елки вешали, например, кукурузу и лучок. Все формы разрабатывались и утверждались централизованно, а на производство отправлялись готовые образцы. Сегодня же все продиктовано в основном модой, а фабрики сами решают, что и как они будут делать.

Разработка идеи

Креатив на этой стадии может относиться как к форме игрушки, так и к узору на ней. Специально созданная творческая группа художников разрабатывает несколько вариантов нового украшения, вдохновляясь и модными тенденциями, и традиционной символикой года, и ретромотивами. Далее главный художник утверждает те образцы, которые поступят в производство. Если это шар с новым рисунком, то одобренный вариант становится эталоном, с которого мастера будут все срисовывать. Если же новая фигурка, то стеклодувам отправляют керамическую форму для изготовления.

Работа со стеклом

В качестве сырья фабрика закупает стеклянные дроты — полые трубки высотой полтора метра. Все, что нужно для превращения этого дрота в красивые фигуры, — газовая горелка с температурой 650 градусов и мастерство стеклодува. Пламя быстро разогревает трубку, стекло становится пластичным, что и позволяет отделить от него небольшой кусок для дальнейшей работы — «вытянуть пульку». Из нее можно сделать любую игрушку, но для начала снова нужно нагреть ее основную часть.

Когда мастер понимает, что стекло достаточно расплавилось (а это можно понять исключительно за счет опыта и интуиции, потому что потрогать его руками или измерить температуру не получится), он снимает пульку с огня и начинает вдувать в нее воздух через один из «усов» — длинных концов заготовки. Воздух изнутри расталкивает стенки и, постоянно поворачивая в руках пульку, стеклодув выдувает шар, а потом нагревает ус, скручивает и отрывает его. Все шары, сделанные вручную, не идеально ровные, но заметить это практически невозможно.

Если же из заготовки нужно сделать фигурку, например, снеговика, ее также разогревают, но перед выдуванием помещают в керамическую форму. Воздух потом так же вдувают через ус, но стекло расширяется ровно до тех пор, пока позволяют стенки формы.

Околпачка

После выдувания игрушки отправляют в лакокрасочный цех, где им придают цвет: розовый глянец, матовый шоколад. За оставшийся ус их окунают в бочку с лаком и ставят на подставку до высыхания. Потом этот ус срезают и надевают колпачок, тот самый, в который вдевается ниточка, чтобы повесить игрушку на елку. Для части игрушек эти этапы становятся конечными, их упаковывают и отправляют заказчикам.

Роспись

Это самый долгий и трудоемкий процесс, ведь художник буквально на каждой заготовке рисует картину. Но именно это и делает фабрику такой примечательной, а игрушки — востребованными. За годы работы здесь сложилась своя, узнаваемая школа росписи, детальная и реалистичная. А заказы приходят не только из других регионов, но и из Европы и США. Для сравнения: стеклодувов в штате всего четверо, а художников — шестьдесят.

На столе у каждого из них есть стойка, куда вешаются игрушки, акриловые краски, кисточки и вода, палитра, салфетки и сам образец. Поскольку роспись происходит пошагово, в работе у одного мастера находятся одновременно несколько изделий, и сложно посчитать, сколько раз за день каждое из них берется в руки и вешается обратно. Сначала наносится подмалевок — основные цветовые пятна, затем детали, от крупных к мелким. Если нужно нарисовать домик, то сперва на всех шарах рисуется первая стенка, за ней вторая. Это помогает экономить краски и время мастера.

Несмотря на то что рисунок задан изначально и все художники здесь имеют специальное образование, шары все равно получаются разными: рука никогда не берет одинаково, краска тоже может лечь как-то иначе. В этом и ценность ручной работы.

Прием работ

В специально отведенные часы главный художник принимает у мастеров работы: смотрит, все ли соответствует образцу, может попросить что-то подправить. Браком здесь считаются исключительно разбитые игрушки, а все остальное можно доработать или переделать. Оплата на фабрике сдельная, на каждое украшение устанавливается своя цена.

Знакомство с прекрасным

В отдельно отстроенном здании — нарядном бревенчатом домике — располагается фирменный магазин, где можно приобрести игрушки, расписанные на любой вкус. И именно отсюда стартуют ежедневные экскурсии по фабрике, которые уже давно оформились в целое направление работы. За один только 2016 год их посетили тридцать восемь тысяч человек.

Поскольку основная аудитория — это все-таки дети, для них создали четыре тематические мастерские для самостоятельной росписи: кондитерскую, морскую, космическую и фэнтези. Каждый ребенок приносит домой с экскурсии игрушку, украшенную своим рисунком, пусть и далеким от совершенства, но не менее ценным. Рядом с мастерскими расположились музей со множеством работ, произведенных за всю историю существования стеклянной елочной игрушки, и фотозоны, условно поделенные на эпохи и стили. Здесь можно увидеть как традиционную ретроелку с игрушками на прищепках, пионерами и кукурузой, так и весьма концептуальные металлические каркасы-пирамиды, украшенные черными глянцевыми шарами. Но что удивительнее всего, эта рабочая атмосфера с круглогодичным праздником у работников фабрики ничуть не отбивает желания наряжать елки у себя дома. Единственное, что изменилось с их приходом сюда, — подход к выбору украшений стал более осознанным и вдумчивым.