После получения технического образования в МИФИ Сергей Журавлёв работал в IT-компании руководителем проектов и занимался внедрением информационных систем. Параллельно стал получать второе высшее — экономиста-менеджера. Книжные обложки Bookcare — дипломный проект Сергея, который он с друзьями начал реализовывать. Уже через полгода новая компания потребовала столько времени, что Сергею сначала пришлось работать на полставки, а потом и вовсе уволиться.

Bookcare — как швейная фабрика зарабатывает на книгах. Изображение № 1.

Сергей ЖУРАВЛЕВ

Создатель Bookcare
 

«С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ЭТО ДОСТАТОЧНО ПРОСТАЯ ВЕЩЬ, С ДРУГОЙ — ФАКТИЧЕСКИ АКСЕССУАР. ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ДОСТАТЬ ЕЁ В МЕТРО, ЭТО УДОБНО И КРАСИВО, КРОМЕ ТОГО, ОНА СКРЫВАЕТ НАЗВАНИЕ КНИГИ И СОЗДАЁТ НЕСКОЛЬКО ИНТИМНУЮ ОБСТАНОВКУ»

 

О ПРОЕКТЕ

Bookcare — как швейная фабрика зарабатывает на книгах. Изображение № 2.

 

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 
Продажа аксессуаров для книг

Bookcare — как швейная фабрика зарабатывает на книгах. Изображение № 3.

 

ДАТА ОТКРЫТИЯ

 
14 мая 2007 года

Bookcare — как швейная фабрика зарабатывает на книгах. Изображение № 4.

 

БЮДЖЕТ НА ЗАПУСК

 
Несколько сотен тысяч долларов

Bookcare — как швейная фабрика зарабатывает на книгах. Изображение № 5.

 

САЙТ

 
http://bookcare.ru

Bookcare — как швейная фабрика зарабатывает на книгах. Изображение № 6.

 

КАК ПРИШЛА ИДЕЯ

Всем молодым людям хочется создать свой бизнес, и мы тоже метались на этапе идеи, думали, что бы новое создать. Подумали, что здорово связать бизнес с книгами. Несмотря на то что есть электронные книги, бумажные всё равно будут читать: люди любят это ощущение, когда вы перелистываете страницы, чувствуете их запах. Важны тактильные ощущения, осязание, обоняние. Мы промониторили рынок, но ничего интересного там не увидели и придумали понятие «аксессуары для книг».

Первым продуктом решили выпустить обложки. С одной стороны, это достаточно простая вещь, с другой — фактически аксессуар. Человек может достать её в метро, это удобно и красиво, кроме того, она скрывает название книги и создаёт несколько интимную обстановку.

Bookcare — как швейная фабрика зарабатывает на книгах. Изображение № 7.

 

ЧТО СДЕЛАЛИ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ

У нас была идея и какие-то разработки. Сначала мы сами, как смогли, нарисовали то, что хотели получить. Необходимо было найти производство, на котором можно было бы наши идеи реализовать, и мы начали объезжать различные швейные предприятия, не меньше двадцати, и везде пытались объяснить, что нам нужно. Но никто либо не понимал, чего мы хотели, либо не мог сделать, либо делал, но ужасного качества.

Мы не готовы были выпустить такой продукт, пойти с ним в розницу и говорить: «Да, это наше изобретение, наша продукция». С этим мы долго мучились. Потом решили искать технолога, который знает швейное производство. Отыскали женщину — она поняла нашу идею и на своём домашнем оборудовании начала делать первые образцы.

Когда результат нас устроил, мы решили идти в производство, чтобы нам сделали партию по образцу. Но здесь снова столкнулись с проблемой: качество оставляло желать лучшего. Можно было потратить кучу времени, научить этих людей, но смысла не было, ведь потом они могли просто украсть технологию. Мы решили открыть собственное производство.

Bookcare — как швейная фабрика зарабатывает на книгах. Изображение № 18.

НИКТО ЛИБО НЕ ПОНИМАЛ, ЧЕГО МЫ ХОТЕЛИ, ЛИБО НЕ МОГ СДЕЛАТЬ, ЛИБО ДЕЛАЛ, НО УЖАСНОГО КАЧЕСТВА

Bookcare — как швейная фабрика зарабатывает на книгах. Изображение № 19.

 

ПРОИЗВОДСТВО

Была даже идея открыть в России экспериментальный цех, где швеи бы отрабатывали технологию, а производство сделать в Китае. Но пока мы не дошли до такого объёма продаж, к тому же необходимо, чтобы в Китае тоже был свой человек. Потому что закажешь синее — получишь красное, вообще другой формы и размера.

Примерно через полгода у нас появились инвесторы. Специально мы их не искали, так сложилось. Нам потребовалось дополнительное финансирование, а человек, узнавший о нашей идее, одобрил её. Мы не озвучиваем сумму инвесторских денег, но это порядка нескольких сотен тысяч долларов. После этого мы открыли собственное швейное производство в Раменском. На это ушли все полученные деньги.

Сейчас мы производим несколько тысяч обложек и других товаров в месяц. Простоев у нас не бывает, линии загружены на 100 % всегда.  

 

ПРОДУКЦИЯ

Изначально мы планировали производить обложки из итальянских тканей — хорошего качества, приятных и на ощупь, и по цвету. Но сначала решили пойти в магазины промоутерами сами и спросить людей, что бы они хотели купить и почему. Нас немного шокировало то, что некоторые говорили: «Я купил бы бабушке эту обложку», в то время как мы вроде делали это для молодёжи, современных людей.

Поняли, что нужно поменять расцветки, немного технологию, модели, сделать более дешёвую линейку. Сейчас большинство тканей мы выпускаем сами. То есть берём обычную белую ткань и наносим на неё принт. 

У нас есть дизайнер Гоша, который это всё курирует. И мы сами дизайнеры тоже. Самое важное — промышленный дизайн продукта, который создать действительно сложно, — делаем мы. Раз в год создаём новую коллекцию.

Наша продукция не подлежит сертификации, поэтому никаких особых бюрократических проволочек с ней не было.

Bookcare — как швейная фабрика зарабатывает на книгах. Изображение № 20.

НАС НЕМНОГО ШОКИРОВАЛО ТО, ЧТО НЕКОТОРЫЕ ГОВОРИЛИ:
«Я КУПИЛ БЫ БАБУШКЕ ЭТУ ОБЛОЖКУ»

Bookcare — как швейная фабрика зарабатывает на книгах. Изображение № 21.

 

ПРОДВИЖЕНИЕ

У нас никогда не было и до сих пор нет ни розничных магазинов, ни собственного интернет-магазина, мы работаем только оптом. 

С продвижением были трудности, потому что продукт был новым для всех, особенно сложно было поставить его в магазины. Мы говорили, что продаём обложки для книг, и люди представляли обычные пластиковые обложки и удивлялись, как они могут стоить 500 рублей и дороже.

С некоторыми сетями мы очень долго договаривались, от года и больше. Потом проводили много промоакций для покупателей, ездили на ярмарки, стояли промоутерами в магазинах. Первая сеть, куда удалось попасть, была «Республика». С ними переговоры прошли очень легко, с более крупными игроками — сложнее.

Мы фактически создавали рынок обложек для книг, и сейчас крупные города, такие как Москва, Питер, понимают, что обложки могут быть ещё и такими. Конечно, когда мы запускались, хотели сразу миллионы получить, но всё шло постепенно. 

Примерно через два года мы перестали работать в минус и начали получать прибыль, из которой частями погашаем долг инвесторам. Расплатиться рассчитываем до конца года.

 

СОТРУДНИКИ

У нас работают около двадцати человек. Основателей Bookcare было четверо, осталось двое, в какой-то момент взгляды наши разошлись и мы расстались. Сотрудников набирали почти всех по объявлениям, не по знакомству. 

И я, и все другие ребята проходили полностью все этапы работы — от курьера или фасовщика до менеджера. Мы никогда не нанимали человека, который придёт и будет сразу серьёзными вещами заниматься. У нас хоть и маленькая команда, но работаем мы сплочённо. 

Bookcare — как швейная фабрика зарабатывает на книгах. Изображение № 22.

В КАКИЕ-ТО МЕСЯЦЫ МЫ МОЖЕМ ДАЖЕ ВЫРУЧАТЬ БОЛЬШЕ
НА ДРУГОЙ ПРОДУКЦИИ, ЧЕМ НА ОБЛОЖКАХ

Bookcare — как швейная фабрика зарабатывает на книгах. Изображение № 23.

 

БУДУЩЕЕ

Мы начали с обложек для книг, потом сделали обложки для паспорта, затем в рамках Bookcare выпустили линию BC — всё, что не связано с книгами. Визитницы, маски для сна, косметички, бумажники и прочее, около года назад — condomholder (чехлы для хранения презервативов). И в какие-то месяцы мы можем даже выручать больше на другой продукции, чем на обложках. Иногда мы делаем корпоративные заказы, например конверты для путешествий с логотипом турагентства-заказчика.

Сейчас у нас нормальные объёмы, но мы расширяем ассортимент и пытаемся минимизировать затраты. Кроме того, стараемся увеличить каналы продаж, работать не только с книжными магазинами.

Мы уже пробовали съездить в Европу на Франкфуртскую книжную выставку, но тогда ничего не вышло, завязали контакты, но постепенно всё сошло на нет. Видимо, мы были не готовы продвигать свой продукт там, но обязательно попробуем ещё раз.

 

СОВЕТЫ

Bookcare — как швейная фабрика зарабатывает на книгах. Изображение № 24.

 

Что делать нужно — всем понятно, а вот чего делать не нужно — определить сложнее. На этапе становления, когда идея горит в голове, когда ничего другого не видишь, хочется делать то, что хочется. А зачастую приходится делать то, что нужно. Мы, например, много времени тратили не на те вещи, которые действительно позволяют сделать компанию более эффективной. Люди любят опираться на логотип, дизайн, название компании и тратить кучу времени и денег на это всё. Но если у тебя нет концепции действительно покупаемого продукта, то бренд ни к чему не привяжешь.

Bookcare — как швейная фабрика зарабатывает на книгах. Изображение № 25.

 

Самое важное при создании своего дела — понимание продукта, который продаёшь. Постарайтесь сначала потратить все силы именно на это.

Bookcare — как швейная фабрика зарабатывает на книгах. Изображение № 26.

 

Когда создаёшь компанию, всегда нужно быть одному, максимум вдвоём, и то с очень близким другом. С большим количеством человек всегда возникают проблемы, нужно помнить об этом. Лучше сразу обговорить все вопросы, чтобы было что-то вроде брачного контракта при разводе.

Bookcare — как швейная фабрика зарабатывает на книгах. Изображение № 27.

 

При открытии своего дела всегда хочется сделать что-то такое, чего нет. Плюс в том, что такого продукта раньше не было. Но и минус тоже в этом, потому что нет рынка сбыта и возникает вопрос: может его нет, потому что нет потребности? Поэтому надо исследовать рынок, искать свою нишу, свою аудиторию.

Bookcare — как швейная фабрика зарабатывает на книгах. Изображение № 28.

 

Если нужно просто заработать денег, то точно не стоит браться за новую концепцию. Лучше взять какой-то готовый продукт, с рынком сбыта, изменить его и продавать получившееся.

Интервью: Галина Зинченко
Фотографии: Анастасия Хартулари