Константин Зильбербург, Дмитрий Иванов и Анастасия Кельник создали студию, которую сдавали не только фотографам, но и организаторам модных показов, а также лекторам. Осознав, что быстро вернуть инвестиции не удастся, партнёры задумались о том, как масштабировать бизнес и найти новых клиентов.

 

О ПРОЕКТЕ

Monochrome: Как фотостудия превратилась из клуба для друзей в бизнес. Изображение № 1.

 

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 
Аренда студии и оборудования, продакшн

Monochrome: Как фотостудия превратилась из клуба для друзей в бизнес. Изображение № 2.

 

ДАТА ОТКРЫТИЯ

 
2009 год

Monochrome: Как фотостудия превратилась из клуба для друзей в бизнес. Изображение № 3.

 

БЮДЖЕТ НА ЗАПУСК

 
3 000 000 рублей

Monochrome: Как фотостудия превратилась из клуба для друзей в бизнес. Изображение № 4.

 

САЙТ

 
Monochromeloft.ru

Monochrome: Как фотостудия превратилась из клуба для друзей в бизнес. Изображение № 5.

 

КАК ПРИШЛА ИДЕЯ

Три года назад мы с фотографом Дмитрием Ивановым поехали встречать нашу общую подругу в аэропорт. Разговор зашёл о том, что в Петербурге нет пространства с естественным светом, которое было бы сделано как фотостудия. В Европе, Америке, Японии в студиях прорубают окна в потолке или надстраивают специальные мансарды для солнечного света. Мы решили придумать идеальную фотостудию для себя — с белыми кирпичными стенами, светлым деревянным полом, с минимумом мебели и гостеприимным персоналом.

 

ЧТО СДЕЛАЛИ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ

Пройдясь по местным студиям, мы поняли, что нам не нравится общий стиль: маленькие захламлённые пространства, тёмные помещения. Затем пересмотрели кучу фотографий иностранных фотостудий и арт-пространств и решили, что хотим видеть у себя. С услугами в Питере и вообще в России очень тяжело: никто не понимает, зачем и как надо встречать гостей, персонал хамит. Наш третий партнер Анастасия Кельник видела, как в одной из студий на девушку-фотографа свалилась двухметровая стремянка, и администратор не извинилась, а накричала на неё.

Сначала мы начали смотреть помещения размером 100 кв. м. Чтобы снять и отремонтировать такое пространство, нам как раз хватало сбережений. Затем к проекту присоединилась Анастасия - она работала в Estée Lauder, много занималась съёмками и думала о создании собственной фотостудии.

У нас троих равные доли. Мы вложили собственные сбережения и взяли немного в долг у родителей. Всего потратили на ремонт, аренду, закупку оборудования примерно 3 млн рублей.

Monochrome: Как фотостудия превратилась из клуба для друзей в бизнес. Изображение № 6.

МЫ ВЛОЖИЛИ СОБСТВЕННЫЕ СБЕРЕЖЕНИЯ И ВЗЯЛИ В ДОЛГ У РОДИТЕЛЕЙ. ВСЕГО — 3 МЛН РУБЛЕЙ

Monochrome: Как фотостудия превратилась из клуба для друзей в бизнес. Изображение № 7.

Первое место нашли почти сразу, на Казанской, 7. Но из-за непрозрачных условий аренды и отсутствия гарантий со стороны арендодателя решили отказаться. В результате сняли расселённую коммуналку площадью 250 кв. м на пятом этаже дома с огромными окнами на углу Гороховой и Малой Морской. Искали два месяца с помощью агента.

 

УСЛУГИ

Мы изначально хотели сделать не просто фотостудию, а максимально открытое пространство, где можно послушать или прочитать лекцию, провести показ одежды. Но основная аудитория — это, конечно, фотографы. Они привыкли получать услуги определённого качества за некоторые деньги. Всё, что сверху, — за отдельную плату. Мы попытались изменить этот подход и отнестись к каждому приходящему как к гостю: познакомиться с ним, поговорить, предложить напиток, журнал или книгу, зарядку для телефона или подбросить какую-нибудь идею.

Monochrome: Как фотостудия превратилась из клуба для друзей в бизнес. Изображение № 8.

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ ПРО СТОИМОСТЬ АРЕНДЫ, MONOCHROME — ОДНА ИЗ САМЫХ ДОРОГИХ СТУДИЙ В ГОРОДЕ

Monochrome: Как фотостудия превратилась из клуба для друзей в бизнес. Изображение № 9.

Мы не стали брать деньги за дополнительное оборудование, кроме редких исключений. Когда обзавелись киносветом Dedolight, постоянные гости могли пользоваться этим комплектом бесплатно. Так же и с едой: мы могли бы назначить цену за кофе, чай и сладости, но оставили всё в свободном доступе и в неограниченных количествах.

Час аренды студии в среднем стоит 1 000 рублей. Цена варьируется в зависимости от того, какой из трёх залов выбирает гость (мы учим всех приходящих к нам на работу никогда не называть гостей "клиентами"). Есть помещение для небольших мастер-классов, семинаров или творческих съёмок, зал для кинопоказов и групповых съёмок, а также  студия для модных или портретных съёмок. Гостям выдают накопительные дисконтные карты — до 20 %. Дополнительные деньги мы берём, когда на съёмке присутствуют более 10 человек или если это какое-то мероприятие.

Monochrome Loft — одна из самых дорогих, если не самая дорогая студия в городе, но её выбирают не за цену. Вокруг нас выросло целое коммьюнити. Впрочем, заказов, поступающих от него, хватает только на то, чтобы окупать расходы.


ДОХОДЫ И РАСХОДЫ

Ежемесячная выручка составляет 450 000–800 000 рублей с сентября по май и до 250 000 рублей летом, когда всё вымирает. Учитывая ежегодно повышающуюся аренду, суперприбыльным бизнес никак не назвать.

В первые полтора года основным источником дохода была почасовая аренда студии нашими гостями для съёмок. Сейчас можно говорить, что примерно половину выручки составляет доход от аренды, а половину — от продакшна, в который входит проведение мероприятий, организация съёмок, self-made photo и так далее.

Monochrome: Как фотостудия превратилась из клуба для друзей в бизнес. Изображение № 10.

ПОКА МЫ НЕ ВЕРНУЛИ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ, ХОТЯ ВЫШЛИ НА САМООКУПАЕМОСТЬ УЖЕ НА ВТОРОЙ МЕСЯЦ РАБОТЫ

Monochrome: Как фотостудия превратилась из клуба для друзей в бизнес. Изображение № 11.

 

Monochrome: Как фотостудия превратилась из клуба для друзей в бизнес. Изображение № 12.

 

ПРОДВИЖЕНИЕ

Мы принципиально не даём платную рекламу. Продвижение идёт в социальных сетях. Fаcebook в Питере гораздо менее популярен, чем «ВКонтакте», не говоря уж о ситуации три года назад. В самой многочисленной нашей группе «ВКонтакте» почти 10 000 человек, у пользователя Monochrome 6 000 друзей. Мы вывешиваем фото со съёмок, даём возможность пообщаться с персоналом и другими гостями. Мы никогда не пользовались спам-рассылками и не приглашали в группу всех подряд. Люди добавляют нас сами.

Кроме того, мы печатали открытки с красивыми снимками наших фотографов и раскладывали их в дружественных кафе, ресторанах и магазинах. Напечатать их стоит в среднем 2 500 рублей за 1 000 штук. Всего у нас было 39 макетов тиражом от 200 до 5 000 штук. На первом этапе, два года назад, это сильно помогло сделать бренд узнаваемым, разбирают их всегда мгновенно.

Monochrome: Как фотостудия превратилась из клуба для друзей в бизнес. Изображение № 22.

МЫ НЕ ПРИГЛАШАЛИ В ГРУППУ «ВКОНТАКТЕ» ВСЕХ ПОДРЯД.
ЛЮДИ ДОБАВЛЯЮТ НАС САМИ

Monochrome: Как фотостудия превратилась из клуба для друзей в бизнес. Изображение № 23.

ПРОБЛЕМЫ

Самые большие сложности начинаются, когда роли сотрудников не до конца оговорены и расходятся с обязанностями и интересами. В маленькой компании нельзя держать слабомотивированного человека. Очень важно, чтобы все знали, чего именно они ожидают и хотят. Мы очень долго искали персонал, очень придирчиво отбирали администратора, чтобы он был дружелюбен, вежлив, понимал запросы аудитории и разбирался в фототехнике. Оказалось, найти такого — большая проблема. Сейчас у нас работают семь администраторов.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ

С 2011 года мы используем самостоятельно придуманный формат интерактивной съёмки self-made photo, когда на brand wall или иную рекламную конструкцию направляется камера с профессиональным светом, а гости фотографируют себя при помощи дистанционного пульта. Идея зародилась на домашних вечеринках Monochrome Home Made Party. Когда одни наши гости попросили прислать фотографа на освещение мероприятия, мы убедили их, что стандартный подход скучен и всем надоел и нужно попробовать наше ноу-хау. На ночь шопинга в ТЦ «Галерея» нескольких сот человек ждали своей очереди сфотографироваться, а к человеку, печатающему на месте снимки, пришлось приставить троих охранников.

Рынок аренды студий в Петербурге уже насыщен, поэтому мы отправились в поход за новыми заказчиками. Разрабатываем план, как увеличить доходы от фото- и видеоуслуг, которые мы можем оказать рекламным и брендинговым агентствам. Это корпоративный рынок, и выручка с этого направления растёт. Чтобы привлечь новые кадры на это направление, мы провели курс обучения проектному менеджменту Monochrome Labs. Победители прошли у нас практику. Мы постоянно ищем новые способы применения нашим усилиям и пространству.

 

СОВЕТЫ

Monochrome: Как фотостудия превратилась из клуба для друзей в бизнес. Изображение № 24.

 

Написав бизнес-план, умножьте расходы на 3. А лучше ещё раз на 3: если вдруг выйдет меньше, останется бюджет на развитие.

Monochrome: Как фотостудия превратилась из клуба для друзей в бизнес. Изображение № 25.

 

Внимательно изучайте все бумажки, которые подписываете: от договоров на аренду и уставов ООО до протоколов внутренних совещаний. Лучше всегда писать в документах то, что есть на самом деле. В случае чего легче разбираться с чистой совестью.

Monochrome: Как фотостудия превратилась из клуба для друзей в бизнес. Изображение № 26.

 

Тщательно выбирайте людей, у которых просите денег. Если не уверены в том, что сможете найти общий язык, или откажитесь и вложите свои, или оговорите все условия заранее.

Monochrome: Как фотостудия превратилась из клуба для друзей в бизнес. Изображение № 27.

 

Будьте спокойнее и любите людей. То, как вы относитесь к своим партнёрам и сотрудникам, напрямую сказывается на отношении к вам клиентов.

Monochrome: Как фотостудия превратилась из клуба для друзей в бизнес. Изображение № 28.

 

Не бойтесь рассказывать, что вы делаете: открытость привлечёт лояльную аудиторию и закрепит за вами сегмент рынка. Больше деталей и живых историй.