Когда аналитику Ирине Назаровой перестало хватать времени на кулинарные эксперименты, она подумала: «Хорошо бы кто-нибудь вместо меня придумал, что приготовить на ужин, и сходил в магазин». Так появилась концепция сервиса «Радость приготовления», который избавляет клиентов от необходимости отмерять нужное количество муки или масла и искать в трёх магазинах нужную специю. Концепция доставки по предзаказу позволила Назаровой с первого месяца работать в ноль.

 

СФЕРА БИЗНЕСА

Продажа ингредиентов для приготовления пищи

 

ДАТА ОТКРЫТИЯ

Март 2012 года

 

бюджет на запуск

$200

 

сайт

www.poradovat.ru

 

Ирина Назарова

основатель интернет-магазина «Радости приготовления»

 

Как всё начиналось

В 2009 году я окончила факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ, потом поступила в экономическую магистратуру РЭШ. После первого курса магистратуры у меня появилась идея небольшого проекта, который тоже был связан с едой. С однокурсниками мы решили делать «здоровые» сэндвичи, например, с индейкой и манговым чатни. Мы устраивали мозговые штурмы в кофейнях по ночам, было очень интересно. Однажды мы накормили своими сэндвичами около 300 участников благотворительного забега. Мы даже нашли инвестора под этот проект, но к этому времени все нашли работу и ни у кого не осталось на него времени.

Я устроилась в инвестфонд, оттуда ушла в инвестбанк, где проработала чуть больше года. Не могу сказать, что мне не нравилась моя работа.

 

 

 

Того кайфа, который
я испытываю сейчас, занимаясь своим делом,
у меня никогда не было.

 

 

 

Идея «Радости приготовления» появилась у меня в начале этого года. Я всегда любила готовить, но когда я работала в банке, времени на это совсем не оставалось. Я подумала: было бы здорово, если бы можно было пропустить некоторые этапы, например, поиск ингредиентов в магазинах и рецептов. Тогда мне впервые пришла в голову концепция продажи наборов для приготовления определённых блюд, в которых были бы необходимые продукты в нужном количестве и собственно рецепт блюда. Ещё одним толчком для открытия своего бизнеса стали рассказы сестры, которая как раз вернулась из Таиланда. Там популярны наборы для вока: порезанное мясо, овощи, лапша. Я стала искать аналоги в Европе и США и нашла только один похожий проект в Берлине, но там это офлайн-история.

В конце марта я поняла, что идея «Радости приготовления» меня на самом деле очень вдохновляет, уволилась с работы и занялась ей вплотную.

Что сделала в первую очередь

Первое, что мне предстояло, — выбрать блюдо для старта. Я перебрала много вариантов, какие-то казались слишком банальными, какие-то — слишком сложными. В итоге я остановилась на мексиканских тортильях. С одной стороны, простое блюдо, с другой — там есть очень интересная фишка: мясо обваливается в смеси какао с корицей и чили, получается очень приятный аромат.

Я создала группу во «ВКонтакте» и страницу на «Фейсбуке», а потом — сайт.  Его я смогла написать сама. До сих пор работаю над ним: иногда сижу ночью за компьютером и понимаю, что хочу что-то поменять. Логотип я меняла уже раза четыре. Я давно увлекаюсь фотографией и снимки тоже делаю сама.

 

 

 

На запуск ушло
не больше $200.

 

 

 

Мне выплатили довольно большую компенсацию в банке, когда я увольнялась. Эти деньги мне очень помогли на первом этапе.

Труднее всего было купить упаковку. В основном все упаковочные материалы продаются в наборах от 10 тысяч штук. Я долго искала место, где можно было купить хотя бы 200 бумажных пакетов, коробочек и так далее. Естественно, пришлось заплатить немного больше в расчёте на единицу, но я решила перестраховаться.

Первый заказ я доставила 23 июня, второй и третий — 26 июня.

Как строится работа

Мы принимаем заказы каждый день. Просим успеть до 14:00, тогда мы доставим заказ вечером того же дня в интервале 18:00-22:00. В ноябре ко мне присоединился Илья Журавлёв, пиарщик с техническим образованием, фанат кулинарии. У него пока нет доли в проекте, и он не вкладывал своих денег, но у него есть видение и идеи развития. Пока мы с партнёром всё делаем сами: ездим в МЕТРО Cash & Carry каждый день, покупаем продукты для блюд, которые вечером будут готовить наши клиенты, упаковываем их и  сами развозим некоторые пакеты. Курьеров пока разово заказываем на сайте Youdo.com. Нам это удобно, так как объём пока небольшой.

Может показаться, что я теперь всю жизнь провожу в гипермаркете, но на самом деле мы не так много времени тратим на закупку продуктов и собираем заказ довольно быстро. Основное время уходит на создание новых блюд: я их готовлю и фотографирую. (На самом деле, я увлечённый фотограф. Думаю, что мои 45 альбомов с фотографиями во «ВКонтакте» красноречиво говорят об этом.) Мы придумываем разные способы продвижения, оптимизации. Ищем интересные ингредиенты. Обратно в банк мне совсем не хочется.

Готовка — это не ядерная физика. Сделать стейк довольно просто, если знать как. Сейчас самые популярные блюда — это рибай стейк, стейк из тунца, малиновый тирамису, индейка терияки.

Недавно мы начали продавать сопутствующие товары: сковородки-гриль, щипцы для мяса, другие аксессуары, чтобы отсутствие каких-то вещей не стало препятствием для приготовления блюда.

«Радость приготовления»: Cервис для занятых кулинаров. Изображение № 1.

Доходы

Когда мы начинали работать, средний чек составлял 600 рублей, сейчас это уже 2 000 рублей. Рост во многом связан с тем, что клиенты стали заказывать больше порций. Наша маржа колеблется между 30% и 50%. В любом случае, стоимость блюда получается значительно дешевле, чем в кафе (спагетти карбонара в «Радости приготовления» — 250 рублей за порцию). За доставку клиенты платят отдельно, но офис находится в центре — можно заехать за наборами и сэкономить. Кроме того, мы сделали бесплатной доставку к станциям метро в пределах кольцевой линии.

Казалось бы, мы работаем по предзаказу, и доходы должны превышать расходы, но на деле мы пока работаем в ноль, так как снимаем офис и продолжаем инвестировать в рекламу.

В неделю к нам поступает примерно 15 заказов, моя цель — довести их количество до 30-40 заказов в день. Мы рассчитываем на такой поток через год-полтора.

Клиенты

В основном наши клиенты — это молодые люди 20-30 лет, они много работают или учатся, всё время заняты, у них нет времени на поиск новых рецептов и ингредиентов к ним. Часто у нас заказывают еду пары или мужчины, которые с нашей помощью могут приготовить изысканный ужин для любимой девушки или супруги. Они не сидят на кулинарных сайтах, не любят ходить за продуктами в супермаркеты.

Ещё одна категория, на которую я изначально не рассчитывала, — мамы с маленькими детьми. Они, видимо, не хотят таскать ребёнка по магазинам, а наш сервис для них удобен, к тому же помогает готовить что-то необычное, не повторяться.

Наконец, у нас заказывают и компании друзей, которые вместе жарят стейки или готовят бургеры в выходной день.

 

 

 

Большинство клиентов возвращаются к нам, заказывают что-то ещё, советуют друзьям.

 

 

 

У нас уже есть постоянные клиенты: например, девушка с молодым человеком, которые сделали у нас уже 11 заказов. Мы им периодически делаем небольшие сюрпризы, подкладываем приятные мелочи в пакет с продуктами.

У нас было несколько необычных заказов. Например, однажды для дня рождения нас попросили прислать ингредиенты на 30 порций одного блюда, 20 — другого. Мы связались с клиентами, помогли составить меню. Ещё однажды женщина у нас заказала гималайскую розовую соль, которая у нас продаётся в разделе «Аксессуары», при этом её совершенно не интересовали другие продукты. Она попросила ещё привезти крымскую соль, мы её нашли, купили и отвезли заказ. Видимо, сайт постепенно индексируется, и когда кто-то ищет редкие позиции, он вылезает в поиске.

Спрос на наши комплекты удваивается каждый месяц. Есть определённая тенденция, связанная с днями недели. В начале недели — в понедельник и во вторник — спрос довольно маленький, в среду он начинает расти и к пятнице достигает пика. В пятницу вечером мы буквально умираем от усталости, потому что работы вдвое больше, чем обычно. В субботу и в воскресенье заказов тоже довольно много.

Планы

В ближайшее время мы будем участвовать в рождественских ярмарках. Надеюсь, это поможет привлечь новых клиентов. Ещё мы постепенно расширяем меню: сейчас у нас уже 16 позиций.

С увеличением количества заказов снижается закупочная стоимость продуктов и упаковки. Возможно, в будущем мы сможем сделать наши наборы ещё доступнее.

Сейчас мы ведем переговоры с инвесторами, хотим расти, вкладываться в рекламу, нанимать сотрудников.

Я очень хочу выйти в офлайн. Думаю, это мечта любого интернет-магазина. Очень хочется открыть какой-нибудь корнер в торговом или деловом центре. Но есть и другие идеи, например, заключить партнёрство с какой-нибудь сетью, чтобы они включили наши наборы в свой ассортимент. Ещё есть идея делать кулинарные мастер-классы.

Советы

Занимайтесь тем, что считаете хорошим и полезным делом на глубоком, философском уровне, — это будет доставлять вам счастье.

Учитесь терпеть риск. Любое начинание — это чудовищная неопределённость, и важно трезво оценивать свои шансы на успех, но не бояться рисковать. Уйти с хорошо оплачиваемой работы и погрузиться в своё дело с головой — страшно, но по-другому плавать не научишься.

Будьте благодарны каждому негативному комментарию. Обдумывая ответы на неудобные вопросы, реагируя на грубые выпады и находясь в поиске выхода из неловких ситуаций, вы становитесь сильнее и мудрее. Ключ к решению каждой такой проблемы — бесстрашная искренность. Он отпирает все двери и помогает вам увидеть в оппонентах хороших людей, а может быть, даже друзей.

Цените людей, которые вам помогают. Без них ничего бы не получилось — давайте им об этом знать почаще.

 

Текст: Сирануш Шароян 

Фотографии: Наталия Коган