Вадим Малкин в 2003 году создал в Москве Агентство стратегических коммуникаций и последние годы консультировал банкиров, подсказывая, как вести дела и продвигать продукты. Сейчас Малкин работает с российскими клиентами из Лондона, где живёт уже 10 лет.

 

 

Когда он задумал создать службу доставки еды, решил не переезжать в Россию, положившись на дистанционные способы контроля. Сделав несколько ошибок, Малкин, тем не менее, смог довести оборот Easy Meal до 3,5 млн рублей в месяц и планирует увеличивать его.

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

БЮДЖЕТ НА ЗАПУСК

Доставка диетических наборов еды

 

1,5 млн рублей

ДАТА СТАРТА

 

САЙТ

2012 год

 

easymeal.ru

 

Вадим Малкин

Совладелец проекта 

 

 

Как пришла идея

До Easy Meal я никогда не занимался ресторанным бизнесом. Я много лет консультировал бизнес, но мне надоело смотреть на то, как люди пускают своё дело под откос. Ты смотришь, как гибнут твои идеи, тебе безумно обидно, больно. А ничего не поделаешь — они заказчики, а ты дурак.

Я уже 10 лет живу в Лондоне, где и познакомился с нынешним партнёром по Easy Meal Юрием Самохиным. Мы вместе получали MBA в TRIUM Global Executive MBA. Идея сервиса доставки еды пришла мне в голову ещё в 2010 году, но первые шаги я начал делать только в 2011-м. Юрий включился только в 2012-м, перед запуском.

 

Что сделал в первую очередь

Для начала мы решили убедиться в том, что в России будет спрос на нашу услугу, и провели социологическое исследование. Оказалось, что в Москве потенциально готовы воспользоваться таким сервисом 100 000 человек, преимущественно женщины, следящие за фигурой и здоровьем. Мы сделали ставку на тех, у кого есть ограничения по состоянию здоровья.

Несмотря на то что мы оба живём в Лондоне, бизнес решили запускать всё-таки в Москве. Москва — это такая среда, где всё нужно делать вопреки, а не благодаря. Рынок здорового питания здесь оказался не слишком большим, но очень ёмким, и мы решили рискнуть.

Сначала обходились собственными средствами. Первоначальный сайт, реклама и разработка меню обошлись нам примерно в 1,5 млн рублей. За год до запуска сервиса мы открыли страницу в Facebook, где активно анонсировали его.

 

 

 

 

Москва — это такая среда, где всё нужно делать вопреки, а не благодаря. Рынок здорового питания здесь оказался не слишком большим, но очень ёмким

 

 

 

 

Принципы работы

Задумку сформулировали так: сайт-гид по здоровому питанию, на котором можно при помощи онлайн-конструктора составить себе рацион или оформить одноразовый заказ на доставку. Рядом с каждым блюдом в меню — подробный список ингредиентов и раскладка по нутриентам — белкам, жирам, углеводам, витаминам, солям. У Easy Meal два меню — экспресс-меню и основное, а также конструктор программ питания. Любое блюдо из экспресс-меню (в нём порядка 50 позиций) сервис доставляет за несколько часов, заказ из основного меню можно сделать только на следующий день. Система на сайте устроена таким образом, что не позволит одновременно положить в корзину блюда из разных меню.

Поскольку ни я, ни Юрий никогда не занимались диетологией, решили обратиться за советом к профессионалам. Так в команде Easy Meal появилась диетолог Сью Баик — профессор Бристольского университета. Сью разработала меню для нас согласно списку диет.

Сначала мы пытались исходить из того, какие диеты популярны в России. Сью пришла в состояние глубочайшего ужаса и депрессии, когда увидела список. Мы с ней долго торговались по поводу Detox и раздельного питания. Она говорила — только через мой труп, меня за такое исключат из ассоциации диетологов. В итоге доторговались до того, что раздельное питание оставили в меню с научным предупреждением о возможном вреде для здоровья.

В июне 2012 года сервис заработал. 

 

Деньги

Сегодня у Easy Meal в среднем 50-70 заказов в день, причём две трети — от постоянных клиентов, и клиентская база продолжает расти. Средний чек — порядка 1 700 рублей. В день Easy Meal сегодня зарабатывает 100 000-120 000 рублей. 

Подводя итоги годовой работы проекта, можно сказать, что сейчас Easy Meal колеблется в районе операционной окупаемости. Как правило, в осенние месяцы и после долгих каникул сервис зарабатывает больше, чем летом.

 

Партнёрская программа

Мы решили запустить совместную программу с ресторанами, класть в меню на время ланча вкладку Easy Meal. По первоначальной задумке в каждом ресторане должен был работать наш повар. Первым партнёром был ресторан Jam. Впрочем, из этого ничего не вышло. Это кафе районного формата. На обед туда приходят люди, которые питаются по талонам. Наше меню работало как альтернатива бизнес-ланчу. Это было ошибкой, потому что там не предполагалось, что кто-то будет заказывать что-то сверх талона, а вечером нашего меню уже не было. От такой схемы мы отказались — нерентабельно.

Теперь мы перезапускаем программу. Думаю, к осени этого года меню Easy Meal будет работать в 10 ресторанах-партнёрах, расположенных вблизи офисов и бизнес-центров, куда удобно сходить на обед.

Альтернативой меню-вкладке будет ваучер на калории. Завтрак или обед съедаешь, который мы тебе доставляем, а на одно питание в день получаешь ваучер, допустим, на 600 калорий, которым можешь воспользоваться в одном из ресторанов-партнёров, в нашей вкладке будет написано количество калорий вместо цены.

Мы будем выплачивать ресторану 80-85% от стоимости каждого блюда, 5-10% забирать себе, остальное пойдёт на дисконт клиенту. Пока договор подписан только с кафе «Дижестив», с 4 июня там есть вкладка Easy Meal. Мы хотим построить похожую программу с клиниками и фитнес-центрами, а недавно начали сотрудничать со стартапом «Радость приготовления», который доставляет продукты питания.

 

 

Лёгкая пища: Как Easy Meal продаёт диетическую еду. Изображение № 1.

 

 

 

Сложности

Непредвиденной трудностью для проекта стал подбор персонала. Мы, конечно, понимали, что в Москве могут возникнуть трудности с арендой помещения, таможней, с ввозом экзотических продуктов. На практике выяснилось, что подобрать производственный персонал для сервиса — задача не из лёгких.

Чтобы нанять кассира или повара, приходится два месяца тратить на поиск, причём зарплаты более чем конкурентные. Либо это люди неквалифицированные, а если и квалифицированные, то они устроены настолько хорошо, что им нет смысла менять работу.

Команда проекта окончательно сформировалась только к концу первого года, сейчас у нас в штате 12 сотрудников. Так как мы оба живём в Лондоне, в Москве за главного выступает директор по развитию Юлия Умнякова.  

Блюда клиентам развозят пять-семь внештатных курьеров, в зависимости от количества заказов. Программы питания по утрам, как правило, доставляют на автомобиле, а в дневное время — на общественном транспорте. За полтора-два дня можно рассчитать примерное количество заказов и спланировать логистику, но всегда возникает день, который ты спрогнозировать не можешь. Тогда ты отправляешь кого-то на такси, пару раз у нас даже сам шеф-повар садился на свою машину и доставлял лично блюда. Обычно из 350 рублей, которые клиент платит за доставку, 250 получает автомобильный курьер.

Если бы я сейчас переместился во времени и принимал бы решение о запуске такого бизнеса, то не стал бы работать без партнёра — эксперта в этом сегменте с хорошей долей в бизнесе. Нужен человек, который бы воспринимал этот проект как свой и верил бы в него, и имел бы в нём долю на уровне трети бизнеса. Так было бы гораздо проще и логичней. Я думал, что это будет такая лёгкая прогулка, упражнение, но оказалось, что мы завязли в болотах Московии. Между собой мы шутим, что nothing is easy about Easy Meal.

 

Планы

Пока мы реализовали только 10% задуманного. Дистанционное управление осложняет процесс. Управлять брендом и договариваться о партнёрстве можно и из Лондона, а следить за тем, чтобы суп не был пересолен, надо в Москве.

Думаем о том, чтобы вернуться к изначальной задумке Easy Meal и отдать производство на аутсорсинг. Перед запуском проекта мы от этой идеи отказались, сложно было контролировать процессы, не имея опыта.

В начале этого года мы привлекли в проект частные инвестиции, привлекли исходя из оценки стоимости бизнеса в 1 млн евро (сумму инвестиций создатели проекта Easy Meal не разглашают — Прим. H&F). В планах — открыться в Лондоне, но сначала бизнес должен в полную силу заработать в Москве.

 

 

 

Текст: Анастасия Карпова

Фото: Антон Беркасов