В начале лета рекламное агентство «Восход» из Екатеринбурга получило семь наград на международном фестивале рекламы «Каннские львы» за социальный проект «Заставь чиновников работать». Для него ямы на дорогах оформили в виде портретов городских чиновников. Сооснователь и креативный директор агентства Андрей Губайдуллин рассказал об истории создания компании, её самом заметном успехе и планах на будущее.

 

Сфера бизнеса

Реклама и PR

 

Дата старта

30 октября
1996 года

 

 

Бюджет

30 000 рублей

 

Сайт

www.ravoshod.ru

Андрей ГУБАЙДУЛЛИН

Креативный директор агентства креативных решений «Восход»

С чего всё начиналось

В этом году нам исполняется 17 лет. До этого я работал в телекомпании «Век», потом продюсером на 10-м канале, параллельно снимал рекламу, потом реклама стала интересней. Основывали агентство вчетвером, но буквально через месяц нас осталось двое. Два партнёра вышли сразу, посчитав, что это слишком мелкий бизнес. Мы же продолжили. Сейчас в компании два учредителя: я и гендиректор Ирина Крафт. Стартовый капитал тогда составил 30 000 рублей. На эти деньги мы купили два компьютера, два стола и диван. Мы, кстати, никогда не привлекали дополнительные инвестиции, не брали займов, кредитов и ссуд. Всё, что удавалось зарабатывать, вкладывали в развитие. Теперь у нас два офиса: в одном бухгалтерия, а через дорогу — креативный отдел.

 

Развитие бизнеса

Сначала мы были больше медийным агентством, больше размещали рекламу, чем креативили. Через время организовали полноценный продакшн, стали сами снимать ролики, озвучивать и монтировать. В 2005 году создали керативный отдел. Привлекли тогда дополнительно ещё шесть человек: копирайтеры, дизайнеры, арт-директор. Можно сказать, что это стало новым этапом в развитии агентства.

Наша принципиальная позиция — «Не любите нас во время работы, любите нас за результаты работы»

 

На самом деле в России очень немного агентств, которые сами производят рекламные ролики. Связано это в первую очередь с высокими расходами на оборудование и техническое оснащение. Плюс хорошие режиссёры и операторы обходятся дорого, особенно в России. В последнее время мы сами заказываем съёмки в Украине и других странах, так как там могут предложить хорошее качество видеоряда за относительно недорого. Раньше вообще приходилось снимать всё самому. На моём счету более 1 500 роликов, где я проявился в роли режиссёра.

Самые известные наши работы: «Дракон из палочек», «Книги-освежители», 
«Выгодная газета», «Беспроигрышный календарь», «Скандальные принты „Дуэт“».

 

О работе с заказчиками

В первую очередь мы позиционируем себя как партнёров, а не как какой-то суперсервис. Часто компании, особенно очень крупные, любят вмешиваться во все процессы и советовать нам, как поступать. Наша же принципиальная позиция, выработанная за долгие годы работы, — «Не любите нас во время работы, любите нас за результаты работы». Нужно уметь доверять партнёрам, иначе зачем вы к нам обратились? Часто мы очень настойчивы в своем видении рекламной кампании, будем доказывать клиенту нашу позицию, если он не согласен. Заказчику кажется, что чуть-чуть здесь нужно слово поменять, чуть-чуть там, но мы настаиваем на неизменности. Опять же потому, что хорошо знаем свою работу. Иногда достаточно поменять одно слово, а рекламная кампания будет хуже. Иногда клиент уходит до конца не уверенный в том, что это сработает, а потом смотрит на результат и приходит со словами благодарности.

«Восход»: Как рекламное агентство из Екатеринбурга получило «Каннских львов». Изображение № 1.

Но ты видишь решение, ты понимаешь, что это рекламная кампания для него идеально подходит и она выстрелит, а он отбрыкивается, не хочет, не верит, просит что-нибудь попроще. Я в какой-то момент начал собирать перлы заказчиков на тему креатива, как они объясняют, что то или иное решение им не подходит и почему. Собираюсь издать в будущем книгу «Сборник отказов и мнений заказчиков о креативе» и напротив каждого ответа опубликую результат рекламной кампании. Это будет весело. Книга станет бестселлером. Уверен.

Есть ещё один важный принцип в работе, которого мы придерживаемся: «Работать не на заказчика, а на заказчиков нашего заказчика», то есть на конечного потребителя. Работа может не нравиться нашему непосредственному заказчику, но она должна понравиться конечному потребителю.

 

Деньги

В 1996 году мы снимали ролики по цене от 5 000 рублей до 1 000 долларов. Сегодня самый дорогой ролик, который мы сняли, обошёлся заказчику в 15 млн рублей. И это без учёта гонорара приглашённой знаменитости. Основная статья расходов — это, безусловно, оплата труда. Кстати, после того как нам дали награды в Каннах, поступили предложения от нескольких крупнейших сетевых компаний, предлагающих купить наш креативный отдел. Именно людей. Заключить контракт на несколько лет. Но для меня это пока неактуально. Я сам ещё не наигрался в этот бизнес.

на «каннских львов» Нас приехало семеро, и львов мы взяли 
тоже семь

 

Сегодня в среднем в месяц мы ведём 10-12 проектов. В год получается порядка 100-150. Некоторые проекты тянутся месяц-два, другие — год. Над одним проектом, бывает, трудится один человек, а может привлекаться вся команда. Для себя мы определили минимальную сумму заказа. За заявку с бюджетом меньше 300 000 рублей мы не возьмёмся, так как это просто будет невыгодно. При таком заказе чистая прибыль составляет не более 15 000 рублей. (Оборот компании Губайдуллин назвать отказался. — Прим. H&F).

 

«Каннские львы»

За 17 лет работы мы, конечно, скопили много наград, но до рекламной кампании «Заставь чиновников работать» «лев» у нас был всего один — бронзовый. Отправляя на фестиваль эту работу, мы предполагали, что она будет иметь резонанс, но чтобы настолько... нет, не думали. Нас приехало семеро, и львов мы взяли тоже семь. Теперь мы любим шутить, что надо было приехать ввосьмером, чтобы «львов» было больше. Хорошо, что мы не сказали жюри, что нам было достаточно одного серебряного. В итоге: пять золотых, один серебряный и один бронзовый. В Екатеринбурге, кстати, починили дороги, и до сих пор мы получаем информацию о подобных акциях, прошедших в других городах и странах. Приятно осознавать, что сделал что-то важное, не только для заказчика, но и для города.

 

Советы

Не сдаваться. Всё, что происходит в бизнесе, к лучшему. Бывают лузерские настроения, когда хочется всё бросить. Особенно когда не удаётся донести идею до заказчика.

Перед тем как начинать свой бизнес, хорошо подумайте. Работать на дядю намного легче. Меньше проблем, ответственности и обязательств.

Делайте работу над ошибками, анализируйте. Если что-то идёт не так, это не повод сворачивать бизнес. Можно просто подумать, что будет не лишним изменить. Вот мы, к примеру, однажды поняли, что одним медиа сыт не будешь, и стали наращивать производство. В любой неудаче учитесь видеть возможность.

 

Текст: Марина Емельянова

Фото: Екатерина Демидова