Программист из Ижевска Иван Семёнов начал делать мобильные приложения ещё в 2009 году, когда ни у кого не было айфонов. Он начал с приложения «Экзамен ПДД» для Nokia, которое помогает обучиться вождению. Его популярность стала неожиданностью для Семёнова, и он продолжил двигаться в этом направлении.

Предприниматель сделал приложение «Штрафы ПДД», которое просто и понятно рассказывает о правилах дорожного движения и о том, какая ответственность предусмотрена за их несоблюдение. Оборот компании составляет 12 млн рублей в год.

 

Сфера деятельности:

Разработка мобильных приложений для автомобилистов

дата старта:

2009 год

 

стартовый капитал:

200 000 рублей

Сайт:

reactivephone.ru

Иван СЕМЁНОВ,

Основатель Reactive Phone

Как всё начиналось

 

Я окончил Бауманку, работал программистом в американской компании. В 2009 году я пошёл учиться водить и узнал, что нет ни одного мобильного приложения, которое помогало бы практиковаться в ответах на экзаменационные вопросы.

В свободное время я написал простенькое приложение «Экзамен ПДД» для Nokia (тогда айфонов ещё ни у кого не было) и бесплатно выложил его в Сеть. Его скачали 10 000 раз — притом, что я особо ничего не делал. Я подумал: классно, у людей есть интерес, надо на этом как-то зарабатывать. Я тогда ещё не знал, что надо делать, и сделал платную версию — 100 рублей. Её уже не скачивали так активно.

Тогда я сделал «партнёрку»: договорился с популярным сайтом, который выложил приложение у себя, а я платил ему половину прибыли. К концу 2009 года «Экзамен» приносил доход, который позволил мне уволиться. Чтобы по максимуму сократить расходы, я уехал домой в Ижевск, жил у родителей и работал над проектом.

В 2010 году я нанял в Reactive Phone первого сотрудника, с которым мы написали неплохую игру для Nokia «Сталинград». Мне пришлось приезжать раньше и уезжать позже, чем он, постоянно обучать его. Спустя какое-то время я нанял второго разработчика. Было сложно, приложение приносило не так много денег — год прошёл с мыслью, что, если у меня не хватит денег, закрою всё и пойду куда-нибудь работать разработчиком. Но мне повезло: в 2010 году всех увольняли и люди были согласны работать за небольшие деньги.

 

О штрафах простым языком

Вскоре стало понятно, что к «Экзамену» нужно дополнение. Я общался с кучей людей, расспрашивал, за что их останавливают на дорогах, какие у них проблемы. Потом я взял Кодекс об административных правонарушениях, выбрал из него самые часто встречающиеся вопросы и переписал всё это простым языком. Ход оказался успешным — такого продукта в России ещё не было. 

 

Reactive Phone: Приложение c правилами дорожного движения на понятном языке. Изображение № 1.

 

Но деньги нам всё равно были нужны. В 2011 году мы начали делать аутсорсинговые проекты — например, приложения для «СитиЛинка», Mediamarkt, «Лукойла», Правительства Москвы. Опыт был очень полезным, но со временем наши собственные продукты оказались намного прибыльней, а работать над ними интереснее, в том числе потому что нет рамок и инструкций. И мы отказались от аутсорсинга.

 

Бизнес-модель

До апреля 2013 года «Штрафы» были бесплатными, но мы ставили в раздел «Рекомендуемое» другие продукты, и это приносило нам доход. На рекламе мы получали копейки — на ней очень сложно заработать, — зато у нас уже была аудитория, которой мы могли продавать другие полезные приложения. Сейчас есть платная версия «Штрафов» — она без рекламы и стоит 100 рублей. В ней также можно проверить все свои штрафы: нужно внести номер машины и номер свидетельства регистрации машины.

Недавно мы добавили в «Штрафах» голосовой поиск. Когда сотрудник ДПС останавливает человека за нарушение, копаться в телефоне некогда — проще отдать деньги и забыть. А вот быстро «наговорить» ключевые слова несложно. Мы «обучили» приложение сленгу, чтобы оно «понимало» обычный «человеческий» язык, а не только юридические формулировки. Например, произносишь «кирпич», и приложение показывает, что это могут быть «выезд на встречную полосу» или «движение по маршрутной полосе или остановка на ней» и что грозит за эти нарушения. Все изменения в ПДД обновляются в приложении автоматически.

 

 

Миссия нашей компании — создавать качественные приложения
для автомобилистов. Cейчас мы ищем успешные приложения,
у которых есть потенциал

 

 

На сегодняшний момент приложение «Штрафы ПДД» скачали уже почти 4 млн человек, активных пользователей порядка 2 млн. В 2013 году «Штрафы ПДД» вошли в число самых лучших приложений года по версии Google. У приложения «Экзамен» порядка миллиона скачиваний.

В среднем наш оборот — 1 млн рублей в месяц. Из них половина приходится на «Штрафы» и половина — на «Экзамен».

Реклама в нашем бизнесе не работает. Мы постоянно экспериментируем с виральностью — все механизмы уже известны, нужно только понять, как применить их к своему продукту. Например, мы предлагаем людям рассказать о приложении своим друзьям за некие «плюшки», как это сделал Dropbox.

 

Команда

В команде у нас сейчас восемь человек. Разработчики сидят в Ижевске, в Москве — маркетинг и PR.

C этого года мы внедрили систему открытого менеджмента OKR (Objectives and Key Results — цели и ключевые результаты. — Прим. H&F), которую с самого начала использовал Google. Компания ставит общую цель на квартал, например: сократить количество негативных отзывов. В соответствии с ней каждый сотрудник ставит собственную цель, в зависимости от того, какой вклад он может внести. Цель должна быть конкретная и достаточно амбициозная. Если ты выполнил её на 100%, значит, она было несложной, если на 60% или 70%, значит, она была достаточно амбициозной. Цель каждого сотрудника видит вся команда, в том числе и мою цель. В конце квартала будем оценивать результаты.

Сейчас основная трудность — найти разработчиков. Компании предлагают им заоблачные зарплаты. Но в большинстве случаев проще взять студента последнего курса, обучить его, и он будет гораздо лояльней относиться к твоей компании.

 

Reactive Phone: Приложение c правилами дорожного движения на понятном языке. Изображение № 2.

 

Для меня неважно, сколько часов в день сотрудник тратит на работу. Самое главное — результат. Сегодня ты можешь посидеть 6 часов, завтра — 12. Зарплату я буду выплачивать исходя из этого. Плюс у меня все люди получают бонусы от того, что зарабатывает приложение. Поэтому, если в наших продуктах что-то не работает, все люди получают меньше. Самое главное — чтобы все были заинтересованы в успехе.

Также у нас есть программа лояльности: сотрудники могут потратить определённую сумму в течение года на своё развитие, например съездить на WWDC или купить себе айфон: чтобы сделать классное приложение для гаджета, нужно им пользоваться. Если сегодня ты не в тренде, не изучаешь новое, то всё. Мне не нужны люди, которые хотят просто отсидеть свои часы и уйти домой, потому что так не сделаешь хороший продукт.

 

Планы

Сейчас мы ищем успешные приложения, у которых либо есть потенциал, либо которые уже сделаны, но им чего-то не хватает. С частью проектов мы уже проводим переговоры. Если у них есть приложение под андроид, мы предлагаем на взаимовыгодных условиях сделать для них ещё на iOS. Если приложение успешное, мы обмениваемся ссылками — включаем его в наш раздел «Рекомендованное».

Скоро через наше приложение можно будет оплачивать штрафы — банки очень заинтересовались нашей аудиторией и приложением.

Несколько дней назад мы запустили пилотный проект нового приложения «Заправки» — это карта заправок с ценами на бензин. Сейчас активно общаемся с людьми, которые его установили. Цены на бензин сейчас скачут, поэтому потенциал есть. В планах — запуск продуктов, ориентированных на мировой рынок.

 

Советы

 

Используйте методологию Lean Startup. Сделали минимальный продукт — сразу же начинайте общаться с пользователями. Постоянно тестируйте и меняйте его.

Если вы не из Москвы — езжайте домой и делайте проект там.

Многие хотят делать что-то своё и говорят: у меня есть работа, но я уволюсь, когда проект начнёт достаточно зарабатывать. Или ты занимаешься проектом и он потом тебе действительно приносит много денег, или ждёшь, а время и возможности уходят. Не надо ждать, когда проект взлетит. Без твоего активного участия он не взлетит.

Фотографии: Маша Кушнир