В среду, 7 июня, глава Ростуризма Олег Сафонов призвал отечественных туроператоров отказаться от продажи туров, перелеты по которым осуществляет авиакомпания «ВИМ-Авиа». Одновременно с этим в ведомстве организовали штаб для решения возникших у перевозчика и его клиентов проблем. The Village разобрался, что происходит с компанией и как это отразится на туристическом бизнесе.

C чего все началось?

В конце мая «ВИМ-Авиа» начала регулярно задерживать вылеты как по России, так и за границу. Причина — в нехватке самолетов в связи с поздним возвратом с планового технического обслуживания трех воздушных судов. Их прибытие ожидалось еще в середине месяца. Также на ситуацию негативно повлияло увеличение пассажиропотока в преддверии сезона отпусков.

Днем в четверг, 1 июня, представители перевозчика пообещали, что график вылетов полностью восстановят к концу недели, однако уже вечером того же дня пресс-служба компании распространила сообщение о сокращении чартерной программы.

Сперва «ВИМ-Авиа» отказалась от 12,8 % чартерных рейсов в период со 2 по 15 июня, а затем начала ежедневно корректировать список вылетов, которые все-таки не состоятся.

Как это отразилось на туристической отрасли?

В Ростуризме The Village рассказали, что из-за возникших у «ВИМ-Авиа» проблем нескольким тысячам российских туристов пришлось скорректировать свои планы на летний отдых. Они покупали путевки у туроператоров «НТК Интурист», «Музенидис Трэвел», ICS Travel Group, Tez Tour, Coral Travel, Anex Tour, Ted Travel и Tui. Сокращение чартеров затронуло рейсы в Сочи и Крым, а также в Турцию, Грецию, Болгарию и на Кипр.

Для столкнувшихся с проблемами туристов запустили горячие линии по телефонам +7 (985) 226–82–71 и +7 (495) 678–12–03. Вдобавок Ассоциация туроператоров России опубликовала общие правила поведения в сложившейся ситуации, а сами участники рынка начали предлагать клиентам различные варианты компенсации. Они включают в себя замену перевозчика, перенос даты вылета и сроков отдыха, замену несостоявшегося тура другим направлением и возврат денег либо полностью за тур, либо только за билет. На последний вариант чаще всего соглашаются туристы, направляющиеся на отечественные курорты.

Пока для перевозки туристов в качестве альтернативных привлекают самолеты «Газпром Авиа», «Саратовских авиалиний», Red Wings, «Ямала», «Нордстара», RoyalFlight и AzurAir, но в АТОР предупреждают, что «рынок сваливается в штопор».


Ассоциация туроператоров России

В сложившейся ситуации проблемы туроператоров по поиску новых перевозчиков будут нарастать как снежный ком. С каждым днем отмен новых рейсов «ВИМ-Авиа» количество туристов, уже купивших туры с вылетами этой авиакомпании, увеличивается, а свободных самолетов у других авиакомпаний, напротив, становится все меньше.


В свою очередь, в Ростуризме The Village заверили, что отрасль в состоянии справиться с возникшей проблемой, и подчеркнули, что никаких банкротств из-за отмены чартеров не ожидается.


Федеральное агентство по туризму

Эффекта домино и коллапса на туристическом рынке страны опасаться не следует. Туроператоры, работающие с «ВИМ-Авиа», являются крупными и финансово устойчивыми компаниями, способными даже в нештатной ситуации полностью выполнить свои обязательства перед клиентами. После потрясений 2014–2015 годов у нас создан не имеющий аналогов механизм защиты туристов. Сейчас уровень финансовой защищенности потребителей туристских услуг в России — самый высокий за всю историю отечественного туризма.


Как планируется решать проблему?

За развитием ситуации с отменой чартеров и задержкой рейсов «ВИМ-Авиа» следит оперативный штаб при Ростуризме. Помимо работников ведомства и самой авиакомпании, в него также вошли представители правительства, Минтранса, Росавиации, работающих с компанией туроператоров и общественных объединений в сфере туризма. Работа ведется под непосредственным руководством вице-премьера Виталия Мутко.

Эксперты уделяют первоочередное внимание отправке туристов на южные курорты России — в Краснодарский край и Крым. В частности, Мутко уже поручил предоставить «ВИМ-Авиа» два дополнительных борта для выполнения рейсов из Москвы в Сочи и Симферополь.

Для обслуживания рейсов в Турцию, на Кипр и в Болгарию предлагается скорректировать расписание полетов в направлении Китая. В Росавиации уже заявили, что отечественные перевозчики «готовы подставить плечо „ВИМ-Авиа“ и забрать часть китайских пассажиров».

Одновременно с этим в Росавиации подчеркнули, что лишать «ВИМ-Авиа» сертификата эксплуатанта, без которого она не сможет совершать полеты, не планируется, так как задержка рейсов — не тот случай. При этом глава службы Александр Нерадько допустил, что если ситуация не начнет улучшаться, то уже с 8 июня российские власти могут ввести ограничения на выполнение чартерных рейсов перевозчиками, которые нарушают сроки и пунктуальность полетов.

В самой «ВИМ-Авиа» The Village рассказали, что компания ведет переговоры о дальнейшей корректировке чартерной программы со своими партнерами из числа туроператоров. Когда они примут по ней какое-либо решение, не уточняется. В правительстве надеются, что нормализация расписания займет не больше двух недель.

К чему готовиться самой «ВИМ-Авиа»?

Учитывая, что летом 2016 года у «ВИМ-Авиа» уже возникали проблемы со своевременной отправкой рейсов, которые также были связаны с нехваткой самолетов, The Village обратился к эксперту в сфере авиабизнеса, чтобы выяснить, почему ситуация повторилась и к каким последствиям теперь готовиться перевозчику.


Алексей Калачев

эксперт-аналитик «Финам»

Думаю, официальной версии можно верить. Нехватка самолетов — это хроническая проблема «ВИМ-Авиа», которая отмечалась в результате проверки Росавиацией после предыдущих массовых задержек рейсов. Парк компании насчитывает всего 12 бортов, средний возраст которых составляет около 20 лет. Чем старше самолет, тем чаще он нуждается в техобслуживании. Так получилось, что три самолета, а это четверть парка авиакомпании, не вернулись с обслуживания в запланированный срок, что и потащило за собой всю цепочку. Специализация на чартерах в туристический сезон предполагает заблаговременную продажу билетов на определенные туры, а самолетов вовремя не оказалось. Рано или поздно это должно было случиться.

Сложившаяся ситуация, конечно, ударит по бизнесу «ВИМ-Авиа». Во-первых, отмененные рейсы не принесут дохода, а ведь именно международные направления поддерживают авиакомпании на плаву. Во-вторых, компанию ждет череда исков от пассажиров и туроператоров. В-третьих, после таких масштабных отмен рейсов можно ждать всевозможных проверок надзорных органов, которые наверняка парализуют какую-то часть деятельности. Это вполне может закончиться отзывом сертификата эксплуатанта.

Даже если компания продолжит работать, вернуть свою долю на рынке будет крайне сложно. Все контакты с туроператорами, которые обеспечивали пассажиропоток, будут разорваны — они уйдут к более надежным перевозчикам. И уж точно турагентства не простят «ВИМ-Авиа», если ситуация с отменой рейсов затянется и потащит за собой разорение хотя бы нескольких турфирм.

Мне кажется, в целом ситуация быстро разрулится. Сложность в том, что это случилось в самый сезон, когда все загружены. Но уж если рынок переварил рейсы обанкротившегося «Трансаэро», второго по величине перевозчика на тот момент, то объемы маленькой авиакомпании из второго-третьего десятка переварить будет легче.