Москва меняется и одновременно меняет своих жителей. В ней сконцентрирована гремучая смесь из возможностей, которые больше нигде не найти, и сложностей, которые на первый взгляд невозможно преодолеть.

Соучредитель школы яхтинга и создатель спектакля «Твоя игра» рассказали о своих проектах, выразили свои чувства к Москве и прошлись по постоянно меняющемуся городу в кроссовках New Balance.

Саша Сколков

Главред FURFUR и создатель «Парусной школы»

Об увлечении парусами

Я увлёкся парусным делом года четыре назад. Наверное, это такая профессиональная болезнь – пытаться облачить любое увлечение в форму медиа. Но тут она сработала хорошо: я решил сразу завести паблик – учился сам и рассказывал об этом подписчикам, заодно выкладывал вещи, о которых сам же читал в книгах. Паблик потихоньку рос, а я тренировался и решил попробовать отправить скопившихся подписчиков на тренировки к тому же капитану, у которого начинал сам. Сделал самую низкую цену, какую только смог, придумал программу и стал собирать людей. Так, со временем стала копиться аудитория, которую вовлёк в яхтинг непосредственно я.

Потом мы познакомились с Максимом Пинигиным – он к тому моменту уже, наверное, лет восемь подряд работал над «Силой ветра». Мы поняли, что похожим образом смотрим на то, как это устроено в России, понимаем основные минусы и то, как хотелось бы делать самим. Решили попробовать сделать спортивную выездную регату и получилась первая «Учебная регата» на Мальте. Потом мы решили, что в рамках «Учебной регаты» классно было бы делать спортивные тренировки в Москве.

 

Об «Учебной регате» и других проектах

У нас с Максимом на двоих теперь аж три бренда. «Парусная школа» в этой системе – про то, чтобы увлекать яхтингом широкую аудиторию. «Учебная регата» – про парусный спорт, она устроена так: сезон тренировок мы проводим в Москве, а в мае и октябре выезжаем, чтобы накопленный на небольших яхтах спортивный опыт применить на больших крейсерских лодках.

«Сила ветра» в этом триптихе – это наше сплочённое комьюнити. Этот бренд о том, чтобы вместе делать интересные вещи. Многие ребята со временем понимают, что хотели бы и сами попробовать себя в качестве капитана, мы их обучаем, выдаём права, а затем берём в большие регаты уже в качестве шкиперов. Так «Сила ветра» помогает людям набраться опыта и отправиться в экспедиции в Таиланд, Новую Зеландию, Шотландию, на Фареры или другие новые места. В начале и в конце сезона «Сила ветра» организовывает свои регаты, и там собирается по 15 или даже 20 яхт. Это огромная толпа, весёлый флот, который путешествует из точки в точку и устраивает между собой гонки и вечеринки.

 

Об аудитории и стереотипах

Нам кажется, что у нас суперклассная аудитория, активная, которая всё время хочет чего-то интересного, нового, которая взяла и вот так неожиданно попробовала и научилась яхтингу. Из них многие стали капитанами, ещё и такими, которые нам самим фору дадут. И это несмотря на все стереотипы, связанные с яхтингом, которые существуют в России: например, о том, что яхтинг – это суровые мужики в тельняшке, с трубкой и попугаем, либо о том, что в Москве это жутко странно, дорого и туда как-то нереально пробиться.

Мы старательно работаем над тем, чтобы изменить представление людей о том, что такое яхтинг и как он выглядит: это не дача на воде, не мужики у камина, которые полгода планируют путешествие, и не сумасшедшие, которые идут в кругосветку без еды и денег. Яхтинг – это про молодых классных ребят, которым вместе весело и интересно и которым нравится познавать окружающий мир ещё и таким образом. И это не обязательно жутко дорого – это стоит столько же, сколько люди привыкли тратить на свои обычные путешествия.

 

О проблемах и городе

Вначале с «Учебной регатой» была куча всяких проблем: то яхт нет, то на пустом месте возникают сложности, к которым мы просто не были готовы, потому что не делали ничего в Москве. Но основные сложности, которые были вначале, постепенно разрешаются благодаря тому, что мы обрастаем правильными контактами, связями, людьми, которые могут нам помочь, и сами набираемся опыта.

Как город для осуществления своих идей и реализации потенциала, как возможность находить себе единомышленников и вместе с ними что-то создавать, Москва прекрасна. Непонятно, где ещё такое может быть.

Уверен, что город оказывает на меня серьёзное влияние. От урбанизированного пространства я не получаю удовольствия, но зато я кайфую от людей, идей и возможностей. Где-то на стыке борьбы с городом и любви к людям появляется всё, что делаю я сам.

«Тёмно-синий океан – это какая-то такая штука, которая вечно хочет утащить людей на дно и с которой точно не получится договориться»

Мы считаем, что яхтингу можно и нужно учиться бесконечно – столько существует разных аспектов и разных акваторий, к которым даже опытный капитан может оказаться не готов. Вот привык ты ходить, например, на водохранилище, стал мастером спорта, всех обгоняешь, а тут вдруг тебя друзья позвали на Канары, и надо проходить Гибралтар – движение на воде сумасшедшее, океанская волна начинается, жуть. Всему этому можно учиться до конца жизни, становиться со временем увереннее в себе, брать на себя больше ответственности и попадать в разные ситуации, которые каждый раз кажутся чем-то совершенно новым.

На яхтинг люди быстро подсаживаются. В гонках получаешь сумасшедший адреналин, а в приключениях на яхте ты видишь землю такой, какой не увидишь больше нигде. В любом яхтенном рекламном буклете можно прочитать про ощущение свободы, про море, простор и прочее. Но когда выходишь в море, понимаешь, что просто не был готов к тому, что это всё и правда так.

Большая вода всегда была для человека некой загадкой, во всех культурах тёмно-синий океан – это какая-то такая штука, которая вечно хочет утащить людей на дно и с которой точно не получится договориться. Люди, которые связывают себя с этим осознанно и тратят время на вроде бы совершенно неприменимые в обычной жизни навыки, кажутся остальным кем-то немного из другого мира. Наверное, поэтому всё это манит и привлекает. И, главное, жутко удивляет любого человека, который никогда не ходил на лодке, когда говоришь ему, что ты капитан.

Через «Учебную регату» мы попытались сделать яхтинг в Москве популярным и доступным, и мы всегда будем делать так, чтобы всё это становилось ещё интереснее. Мы считаем, что всё должно быть сделано хорошо и дёшево. Этими принципами будем руководствоваться и дальше. При этом нам нравится создавать продукт, который не стыдно показать друзьям. Чтобы не только яхтинг, но и сам продукт, который мы делаем, объединял людей вокруг наших тренировок, поездок, гонок, и все превращалось в комьюнити единомышленников, что сейчас и происходит. Конечно, всё это существует в том числе и по законам рынка: невозможно иметь дело с деньгами и не рассматривать это как бизнес. Но для нас «Парусная школа», «Учебная регата» и «Сила ветра» – это всё-таки про удовольствие от процесса.

Фёдор Елютин

Импресарио в «Твоей игре», антрепренёр в Remote Moscow

Об экспириенсе для одного зрителя

Спектакль «Твоя игра» не совсем то, за что себя выдаёт, потому что это на самом деле не спектакль в привычном понимании. Зритель здесь является главным героем, драматургом и темой дня. Мы называем это экспириенс. А каждый экспириенс абсолютно разный: это может быть приятный или грустный опыт – всё зависит от человека, который находится в этом пространстве. Этот опыт является зеркалом человека, тут он может увидеть себя в увеличительном стекле. Спектакль – это некая обратная связь, и это не всегда самая приятная вещь, которую можно услышать о себе. Я бы рекомендовал его всем, кто занимается саморазвитием. Если хочется залечь на диване и ничего не делать, то, наверное, не стоит приходить.

Аудитория у нас очень разная: например, удивительным образом дети начали приводить на спектакль своих родителей. Эта тенденция набирает обороты, которых мы даже не ожидали, причём чем дальше мы идём, тем интереснее.

Проект «Твоя игра» сделан полностью на мои средства. У меня не было ни одного партнёра, кроме универмага «Цветной», который предоставил пространство. Мне отказало очень большое количество площадок и компаний: одни не хотят рисковать, у других своё представление об актуальном современном искусстве, у всех какие-то планы-графики. Я как-то рассматривал пространство в одном музее, а у них там медведь стоит, и его двигать нельзя. Ну ОК, значит, нельзя.

«Мы всегда зависим от вещей, которые от нас не зависят»

О спектакле Remote Moscow

Я перфекционист и пытаюсь сделать всё лучшим образом. Но как бы ты ни выстраивал всё внутри – продакшен, актёры, сценография, – без зрителей это не работает. Нужно получить обратную связь от них. Когда на премьеру Remote Moscow пришло около 120 человек (обычно мы играем для 60–80 человек), я понял, что всё удалось. Сегодня из десяти человек восемь приходят по совету друзей. Мы не делаем никакую рекламу, а проект живёт, развивается и находит новую аудиторию.

Мы работаем в городском пространстве, и именно это делает проект особенным: мы всегда зависим от вещей, которые от нас не зависят. Спектакль никак не меняется внутри, но что-то идёт по-другому: например, маршрут спектакля проходит по местам, где сейчас активно обновляются улицы. И это, конечно, добавляет трудностей, но мы научились справляться.
Мы были номинированы на «Золотую маску» в номинации «Эксперимент». Правда, нам её не дали – наверное, мы оказались слишком экспериментальными. Всё, чем мы занимаемся, – это эксперимент и риск. Тотальная неизвестность, в которой ты пробираешься как в тумане.

 

Об аудитории

Театр – это не место, стены, сцена, занавес, гардероб или буфет. Театр – это аудитория, которую ты развлекаешь. Если тебе некому показывать спектакль, то ты вряд ли театр. Если один зритель есть, это уже театр. Наша задача – чтобы было больше зрителей, чтобы аудитория росла. На Remote Moscow в том году было десять тысяч зрителей, в этом году планируем в два раза больше, у «Твоей игры» – пять тысяч зрителей. И эти 25 тысяч человек – наша аудитория, наша армия и последователи. Это невероятно дорогие мне люди, они позволяют нам двигаться дальше.

«Для меня нет ничего интереснее – поехать за границу и иметь две проблемы: где посмотреть спектакль и где перекусить»

О новом проекте Fight Night

В октябре стартует следующий проект, который мы будем делать с той же бельгийской компанией Ontroerend Goed, с которой делали «Твоя игра». Но этот спектакль будет совершенно другого характера – это не экскурсия и не театр для одного зрителя. Он рассчитан на 300–400 человек, и его посыл невероятно актуален. Я подсмотрел спектакль Fight Night на Авиньонском фестивале, так же были найдены Remote три года назад и «Твоя игра» в прошлом году в Эдинбурге. Я оцениваю спектакль только по тому эффекту, который он произвёл на меня. Я должен почувствовать всё сам. И пока у меня получалось попасть в момент.

О поиске новых идей

Я просто покупаю огромное количество билетов на разные спектакли, читаю обзоры и сайты. Для меня нет ничего интереснее, чем поехать за границу и иметь только две проблемы: где посмотреть спектакль и где перекусить. Хочу, чтобы таких моментов было побольше в моей жизни.
Вся наша театральная компания занимается тем, что обыденные вещи мы пытаемся развернуть под другим углом. За ежедневной беготнёй, встречами, едой, людьми мы теряем самое главное – ощущение этого мира. Иногда стоить затормозить, отключить телефон и посмотреть на привычные события по-другому.

О театре в городе

Единственное, что меня тормозит, – это страх. Но один мой друг сказал классную вещь: страх – это стикер, который Господь Бог наклеивает на какой-то сюрприз. Если тебе страшно, значит, тебя ждёт какой-то сюрприз. Поэтому если страшно, то надо туда идти. Я знаю, что у меня хорошо получается: я не самый лучший создатель, но очень хороший улучшатель. Дайте мне какой-нибудь продукт, я на него посмотрю и дам десять комментариев, как его улучшить. По сути, я занимаюсь упаковкой. Любой спектакль – это некое высказывание, но пока у меня такого художественного высказывания не произошло. Мне нравится путешествовать, знакомиться с создателями спектаклей, получать у них опыт. Я сейчас учусь тому, как создаются эти кусочки искусства. Мне нравится, что они разные, что они не привязаны к театральной коробке и в них нет ограничения в виде потолков.

Город меня не меняет – я его меняю сам. 
Я считаю, что все изменения, в том числе и в городе, к лучшему. Есть позиция, когда ты на негативе, а я всем дарю любовь. Зелёная голова – это смешно. Клумбы – супер. На всё можно посмотреть под разным углом. Я обратился за поддержкой, заполнил все формы на грант, а мне ответили, что денег нет. Ну ладно, ничего страшного. Сегодня нет, в следующем году будут. Всё зависит от нас самих, все вопросы надо задавать себе.

Всё, что сейчас происходит на улицах, – это некая операция. Никому не нравится проходить хирургическую операцию – все ходят, кричат, пишут статьи. Я уже не знаю, от чего я устал больше – от этого ремонта или от этих статей. Время покажет, но мне нравится здесь гулять, я катаюсь на велосипеде, чаще на скутере. Проект наш – городской, и город нас поддерживает. Могло бы что-то быть лучше? Да, могло. Есть ли у меня какие-то предложения, как сделать город лучше? Миллион. Но я не архитектор или строитель, у меня другие задачи и цели. Мы в контексте города, мы и есть сам город, мы создаём его, отвечая за театральную часть. Город меня не меняет – я его меняю сам.

Благодарим за предоставленные вещи: brandshop.ru, uniqlo.comzara.com
Фотографии: Екатерина Русских

Серия спецпроектов на The Village, FURFUR и Wonderzine про людей, меняющих город

Саша Сколков

главред FURFUR и создатель «Парусной школы»

Фёдор Елютин

импресарио в «Твоя игра», антрепренёр
в Remote Moscow

Дарья Федотова

со-организатор Делай Саммит и куратор ДК "Делай Сам/а"

Вячеслав Швайков

создатель мастерской «Механические деревянные шестеренки» и проекта «Делай вещь»

Оля Малышева

создательница 365 detox и Salat Shop

Снежана Ежкова

создательница танцевального проекта «Матрешки in jazz»