Первый Starbucks появился в Сиэтле в 1971 году: тогда учитель истории Зев Сигл и писатель Гордон Баукер открыли магазин по продаже кофе в зёрнах, назвав его в честь одного из героев романа «Моби Дик». С тех пор компания превратилась в одну из крупнейших сетей кофеен в мире: 20 тысяч заведений, открытых в 65 странах. Первый Starbucks в России открыли семь лет назад. Сейчас их уже 75. Несмотря на натиск со стороны сетей фастфуда, кофе в стаканчике с русалкой продолжает пользоваться популярностью среди жителей мегаполисов всего мира. The Village узнал, в чём причина.

СЕО и совладелец Starbucks Говард Шульц. Изображение № 1.СЕО и совладелец Starbucks Говард Шульц

Менеджер меняет всё

Starbucks не был бы таким, каким мы его знаем, если бы не Говард Шульц. В 1982 году он стал директором по продажам и маркетингу компании. Тогда она базировалась в Сиэтле и продавала кофе в зёрнах. Через год после назначения Шульц съездил в Италию и привёз оттуда рецепты латте и капучино. На Апеннинском полуострове он также подсмотрел новую бизнес-модель. Тамошние кофейни были не просто забегаловками, а местом встречи, нейтральной территорией, где можно назначить и свидание, и собеседование. Шульц предложил руководству сделать что-то подобное, но получил отказ.

В 1985 году он открыл свою кофейню Il Giornale, где стал готовить напитки на основе обжаренных Starbucks зёрен. Через два года Шульц выкупил Starbucks у основателей за 4 миллиона долларов и в дальнейшем развивал сеть кофеен под этим брендом. Через семь лет он вышел на IPO, а в 2006-м вошёл в список богатейших американцев по версии Forbes.

Говард Шульц стремится к тому, чтобы запах еды в его заведениях не перебивал аромат кофе. Изображение № 2.Говард Шульц стремится к тому, чтобы запах еды в его заведениях не перебивал аромат кофе

Фастфуд наступает

В 2000 году Шульц было отошёл от оперативного руководства компанией, но через семь лет ему пришлось вернуться. В период кризиса сеть столкнулась с конкуренцией со стороны «Макдоналдса» и других гигантов фастфуда: посетители не понимали, зачем покупать кофе за четыре доллара. Акции компании заметно упали — нужно было срочно что-то предпринять. «Не уверен, что сейчас наши покупатели знают о том, что мы сами обжариваем кофе, — написал он в своём манифесте 14 февраля 2007 года. — По меньшей мере мы должны поддерживать кофейную культуру».

Сейчас при каждой возможности компания сообщает о том, что она обладает особой технологией обжарки кофе. Кроме того, Starbucks активно поддерживает небольшие фермы и экологически чистые способы выращивания кофе, старается следить за качеством и выдаёт сертификаты тем производителям, чей продукт и методы работы соответствуют требованиям сети.

 

Запах кофе

В кризисный 2008 год Шульц решил, что Starbucks должен вернуться к корням. Ему не нравилось, что в кофейнях продавали много еды: запах сэндвичей в заведениях перебивал аромат кофе. Предприниматель понимал, что именно этот напиток отличает его заведения от сетей фастфуда, и постоянно думал о том, как усовершенствовать технологию приготовления.

«Если кофе льётся из автомата в чашку слишком быстро (как вода из крана), то он окажется ненасыщенным, — говорил он своим бариста. — Если он льётся чересчур медленно, это означает, что помол чрезмерно мелкий и напиток будет горчить. В идеале напиток должен литься в чашку как жидкий мёд, стекающий с ложки. Тогда он имеет насыщенный вкус и отдаёт карамельной сладостью».

Однажды, прогуливаясь по нью-йоркскому району Челси, Шульц увидел, как работает кофемашина Clover. «Это лучший кофе, который я пробовал за 25 лет работы в Starbucks», — говорил он потом. В 2008 году Starbucks купил компанию-производителя кофемашин и стал устанавливать Clover в некоторые свои кофейни.

Starbucks использует кофемашины Clover, которые делают кофе с более насыщенным вкусом. Изображение № 3.Starbucks использует кофемашины Clover, которые делают кофе с более насыщенным вкусом

Учёба за работу

Шульц с самого начала уделял много внимания кадрам. «Есть две вещи, на которых я не стану экономить: качество кофе и медицинские страховки для сотрудников», — говорил он в кризисные времена, когда компании нужно было урезать расходы.

Как и у большинства сетевых заведений, большую часть работников кофеен составляют молодые люди: студенты и те, кто собирается подкопить денег, чтобы продолжить образование. Специально для последних Starbucks договорился с университетом Аризоны — они могут учиться в его онлайн-колледже.

Компания полностью покроет расходы тех студентов, которые уже отучились два года. Новички же получат лишь часть оплаты. По подсчётам The New York Times, это около 30 тысяч долларов. Принять участие в программе сможет любой из 135 тысяч американских сотрудников Starbucks, работающий как минимум 20 часов в неделю. «Мы надеемся, что это замедлит выгорание сотрудников, увеличит их производительность и привлечёт в нашу компанию новые кадры», — сказал Шульц.

 

Источники: данные компании, Telegraph, Wired, New York Times, Forbes

Фотографии: Shutterstock, University of Denver