Вчера стало известно о том, что банк «Открытие» выкупает 100 % сервиса «Рокетбанк». Эта компания разрабатывала мобильное приложение для банкинга, а её сооснователи время от времени обменивались шутками про смузи с банкиром Олегом Тиньковым. Правда, в начале года сохранять оптимизм стало труднее: у банка «Интеркоммерц», с которым они сотрудничали, отозвали лицензию. От краха приложение спасло сотрудничество с банком «Открытие». И теперь предприниматели, которые раньше отказывались от предложений стать частью большой кредитной организации, переходят на работу в банк. The Village вспомнил, как начиналась история самого амбициозного финансового стартапа последних лет и что произошло потом.

Банкиры из Groupon

Сооснователи «Рокетбанка» Виктор Лысенко, Олег Козырев, Михаил Провизион и Алексей Колесников познакомились во время работы над купонным сервисом «Дарберри». Первые два были совладельцами стартапа, вторые — работали у них. В 2010 году сервис купил американский конкурент Groupon, и предприниматели задумались о том, куда вложить полученные от сделки деньги. 

Они начали изучать рынок других интернет-услуг и обнаружили, что финансовый сектор наименее развит. «Мы стали смотреть, что есть интересного, — вспоминал Колесников в интервью The Village. — Обратили внимание, что финансы — самая консервативная область и мало кто из знакомых хвалит свой банк». От идеи создания мобильного терминала для приёма пластиковых карт отказались, и за образец для клонирования выбрали молодой американский сервис Simple, который предлагал клиентам управлять банковскими счетами через интернет. 

Команда запустила тестовую интернет-страницу, где было написано, что «Рокетбанк» избавит пользователей от проблем, присущих привычным банкам, — скрытых комиссий и медленной службы поддержки. Заявку на сайте оставлял каждый десятый посетитель — стало понятно, что услуга может быть востребована. В те времена большинство российских банков ещё не обзавелись приложениями, даже подключение интернет-банкинга походило на сложный квест. Предприниматели же собирались создать простое мобильное приложение, привязанное к банковской карте. Но для этого нужно было найти банк, который бы согласился взять на себя выпуск карт и обслуживание счетов.

Команда «Рокетбанка» стала обзванивать банки, но крупные игроки не хотели становиться подрядчиками стартапа. «Большие банки совсем не понимали, что клиенты будут не их, — вспоминает Колесников. — Они хотели продавать им кредиты и предлагали нам сесть к ним в офис в уголок делать мобильное приложение». Договориться удалось с Интеркоммерцбанком. «Это устойчивый банк, хороший середнячок», — говорил Михаил Провизион. Компания договорилась делить с ним выручку от обслуживания клиентов в определённой пропорции. Стартаперы и банк утверждали, что деньги клиентов защищены: если сервис закроется, останется обычный банковский счёт, а если у банка отзовут лицензию, делами вкладчиков займётся АСВ.

Тогда же «Рокетбанк» нашёл инвестора: фонд Runa Capital дал 2 миллиона долларов за 20–30 % доли в компании, остальные акции были примерно поровну распределены между основателями. Их обязанности распределились так: Лысенко — гендиректор, Козырев — технический директор, Провизион — работа с клиентами, Колесников — маркетинг. 

Тиньков продаёт

Сервис запустился в 2013 году. Главный акцент приложения решено было сделать на уровне сервиса и юзабилити. Потом добавилась возможность перевести деньги без реквизитов и написать сообщение в чат службы поддержки, а не звонить и ждать на линии ответа оператора. «Рокетбанк» предлагал 1,5 % кешбэка на покупки картой (сейчас — 1 %), начисление 9 % годовых на остаток более 30 тысяч рублей (сейчас — 8 % на всю сумму) и десять бесплатных снятий в любых банкоматах. Стоимость услуг в тарифе «Всё включено» установили в 290 рублей в месяц. Был и более доступный тариф с усечённым функционалом.

Сервисом «Рокетбанк» пользовались молодые люди 25–35 лет, которые привыкли расплачиваться картой и хотели иметь удобное мобильное приложение для банкинга. С самого начала было понятно, что их трудно будет привлечь обычной рекламой. Алексей Колесников, отвечающий за продвижение сервиса, сделал ставку на «органический маркетинг». Время от времени компания создавала информационные поводы, о ней писали в СМИ, обсуждали в соцсетях. К примеру, летом 2013-го сотрудник Starbucks написал возмущённое письмо. Он был недоволен рекламой на сайте «Рокетбанка», где говорилось, что стоимость месячного обслуживания карты дешевле, чем кофе в этой сети. Олег Козырев вступил с ним в шуточную переписку. Пост об этом наделал много шума.

Через пару месяцев Алексей Колесников встретил на улице банкира Олега Тинькова и спросил, что он думает о новом сервисе «Рокетбанк». «Ну, приложение у них красивое, а банка своего нет, — ответил не заподозривший подвоха Тиньков. — Это не бизнес. Щас много таких будет». Слова предпринимателя стали поводом для активного обсуждения в Facebook. 

Олега Тинькова вообще можно считать рекламным лицом сервиса. Желая того или нет, он всё время подбрасывал новые информационные поводы «Рокетбанку», то критикуя основателей за любовь к смузи, то предлагая купить сервис за миллион долларов, чтобы его дети смогли поиграть в банк. В таких дискуссиях основатели компании не только весело шутили, но и рассказывали о преимуществах сервиса — лояльная аудитория росла.

Большой брат

В 2015 году ситуация на банковском рынке продолжает ухудшаться. Под отзыв лицензии попадают всё более крупные банки. Такая судьба постигла, например группу Life с её Пробизнесбанком, которая также разрабатывала мобильный сервис с Fidor Bank. В конце года «Рокетбанк» объявляет о начале сотрудничества с банком «Открытие» и рекомендует клиентам перевести деньги туда. Никакой паники: если вы останетесь в «Интеркоммерце», мы продолжим обслуживать вашу карту, обещали клиентам.

28 января владельцы карт получили более тревожное письмо. Накануне стартаперы узнали о проблемах «Интеркоммерца» и о том, что «счёт идёт на часы», поэтому решили рекомендовать клиентам вывести из него деньги. Банкиры были возмущены таким поведением, они заявили, что «Рокет» сеет панику, из-за чего в системе начались перебои. Деньги из банка успели вывести не все, а на следующий день в нём ввели временную администрацию.

При этом сервису удалось сохранить лояльность клиентов. Опрошенные The Village пользователи, у которых на счетах зависли десятки тысяч рублей, выражали поддержку «Рокетбанку». Те люди, которые перевели деньги в «Открытие» продолжали пользоваться сервисом.

Вчера стало известно, что основатели сервиса и инвестор Runa продали свои акции банку, при этом команда продолжит работать над проектом в составе сотрудников финансовой организации. «Мы стали более лучше одеваться», — описывали сотрудники «Рокетбанка» своё состояние после покупки «Открытием». При этом они уверяли, что переживать не нужно: «Клиенты уже успешно пользуются картой „Открытие-Рокет“, наша команда остаётся в том же уютном коворкинге и в том же составе. В дальнейшем это событие благоприятно повлияет на качество нашего сервиса. В общем, быстрее, выше, сильнее!»

Правда, кое-что в работе «Рокета» изменилось: он стал намного менее общительным. Фирменный троллинг в адрес Тинькова исчез из соцсетей. Вчера The Village попросил одного из основателей сервиса Виктора Лысенко прокомментировать сделку (давно ли она планировалась, доволен ли он ею, что будет дальше), но он оставил вопросы без ответа.

обложка: