Основатели Click-boutique.ru Евгения Федоровская и Елена Попова построили бизнес на $500 000 без кредитов и инвестиций, продавая вещи европейских брендов, которых нет в России.

 

СФЕРА БИЗНЕСА

Интернет-магазин

 

ДАТА ОТКРЫТИЯ

Июль 2009 года

 

бюджет на запуск

30 000 рублей

 

САЙТ

www.click-boutique.ru

 

Евгения ФЕДОРОВСКАЯ и Елена ПОПОВА

Основатели Click-boutique.ru

 

Как пришла идея

Мы познакомились на работе. Компании, где мы трудились, принадлежала сеть обувных магазинов, а также марки недорогой одежды российских дизайнеров Султанны Французовой, Евгении Островской и других. Лена была пиар-менеджером Французовой, а Женя работала байером и директором коллекции в китайском филиале. Потом грянул кризис 2008 года, и нас сократили. Мы поняли, что у нас благодаря бывшей работе есть доступ к уже отшитой, но никем не реализованной коллекции платьев Султанны Французовой. Это были платья-образцы для показа коллекции в единичном экземпляре. У одежды Султанны было много фанаток, и мы решили, что им будет приятно иметь подобную вещь в гардеробе.

Тогда на 30 000 рублей мы купили платья и начали выкладывать их в своём ЖЖ.

 

 

 

Складом и шоурумом стала однокомнатная Женина квартира.

 

 

 

Кроме того, мы устраивали небольшие гараж-сейлы, вечеринки с чаепитием и продажей платьев. Мы звали на них подруг, но приходило и много незнакомых девушек — через ЖЖ. Тогда это казалось удивительным: посреди твоей спальни стоит вешалка с платьями, а вокруг неё много незнакомых девушек.

Что сделали потом

Платья заканчивались, и мы думали, где взять новые. В тот момент проходил первый рынок Sunday Up Market, в котором участвовало много начинающих дизайнеров. Мы познакомились с самыми талантливыми и решили продавать через ЖЖ те их вещи, которые казались интересными. Мы понимали, что это временно, и не хотели останавливаться на российских марках. Благодаря Sunday Up Market о нас узнало много новых покупателей. Мы раздавали визитки из картона, на которых стояла печать с нашими контактами. 

 Сайт

Спустя четыре месяца мы открыли сайт. Тогда нишевые интернет-магазины были новинкой. Уже существовал KupiVIP и другие, но они работали на иную аудиторию. Выбор был такой: либо масс-маркет, либо гламур. Мы же хотели продавать нечто уникальное. Мы не очень любили ходить по магазинам, но обожали рассматривать сайты с одеждой, и поэтому решили, что на онлайн-продажах сделаем акцент. Но открыли и шоурум — российские покупатели ещё не были готовы заказывать вещи только через интернет.

Сайт служил витриной, на которой ты можешь посмотреть товар. Мы заплатили 30 000 рублей начинающим программистам за разработку сайта, и ещё 15 000 отдали за дизайн. Сlick-boutique — название непростое, вариаций его написания несколько, но зато при произношении оно очень звучное и простое. Мы сочли его удачно передающим смысл онлайн-шопинга — лёгкая покупка в один клик.

 

 

 

Сделать дешёвый сайт — просто, но потом вылезают технические несовершенства.

 

 

 

У нас это произошло почти сразу. Как только мы запустились, о Click-boutique написала «Афиша» и привела столько посетителей, что сайт рухнул. Это случалось ещё несколько раз. Так как до нас почти никто не делал подобных сайтов, мы заинтересовали прессу. О нас писали повсюду, а «Русский репортёр» предложил сделать цикл о том, как это — открывать маленький интернет-магазинчик. «Репортёр» даже оплатил расходы на регистрацию ИП.  

Мы запустились в июле, а основные закупки обычно происходят весной. Нам надо было откуда-то брать товар, так как годных российских марок явно не хватало. Тогда мы заказали вещи на корейских оптовых сайтах и сильно обожглись на их качестве. Корейские вещи хоть и красивые, но сделаны из полиэстера и в одном-единственном размере. Однако продажи позволили продержаться несколько месяцев и накопить на закупку в Европе. 

Girls Only: Как Click-boutique зарабатывает на любви к платьям. Изображение № 1.

Работа с поставщиками

Если ты хочешь хороший европейский ассортимент, нужен хороший бюджет. Мы всегда работали по принципу — не брать никаких кредитов, не залезать в долги и чувствовать себя спокойно и свободно. Первые платья мы купили за 30 000 рублей, заработали на них 60 000, вложились в новые вещи и обратили их в 120 000. Почти как в анекдоте про типичного американского миллионера, мы увеличивали выручку и к моменту европейской закупки имели 600 000 рублей. 

Работа с иностранными марками происходит так: вы приезжаете на международные выставки и знакомитесь лично с дизайнерами, рассказываете, почему ваш магазин достоин продавать их вещи. В Копенгагене нам пришлось много разговаривать с дизайнерами, чтобы они согласились нам хоть что-то продать. Самая большая проблема — найти то, что тебе нравится, но при этом стоит недорого. Наша позиция была и остаётся в том, что мы будем продавать недорогие качественные дизайнерские бренды, которых нет в России.

Уже потом мы начали позволять себе более дорогие бренды, так как заметили, что покупатели готовы платить больше, если вещь достойная, особенно за верхнюю одежду. Сейчас зарубежные бренды приносят нам 70% выручки.

Доходы и расходы

У нас никогда не было бизнес-плана, мы всё всегда делали интуитивно. Мы похожи на кулинаров, которые кладут ингредиенты «на глазок».

Если серьёзно, у большинства европейских марок есть рекомендованная цена. Этот стандарт отличается для европейских стран и России. В Европе коэффициент наценки составляет в среднем 2,7, а в России — 3. Если ты покупаешь платье за 1 000 рублей, продать его должен за 2700-3 000 рублей. Есть также понятие эффективного коэффициента, который показывает, сколько ты на самом деле получаешь. Он учитывает скидки и равен примерно 2,2. Столько мы получаем без учёта затрат на доставку, аренду, зарплату и налоги.

Половину дохода мы вкладываем в новую закупку, 25% идёт на расходы, а оставшиеся деньги — прибыль, которую мы чаще всего вкладываем в дело.

 

 

 

50% нашей выручки приносит шоурум, 50% — сайт.

 

 

 

Мы понимаем, что в магазин приходят только благодаря сайту, где люди увидели понравившуюся вещь и захотели её померить, потрогать. 70% продаж — это одежда, а остальные 30% приносят аксессуары. За месяц мы продаём около 700 - 1000 единиц товара, средний чек составляет 3 000 рублей. Выручка растёт каждый год на треть. Больше половины покупателей возвращается. 

Проблемы

Когда у нас была страничка в ЖЖ, а все платья в одном экземпляре и маленького размера, мы получали жалобы от обладательниц других размеров. Так что, когда производилась первая большая закупка, мы решили угодить всем и купили все размеры каждой вещи.

Когда же посмотрели на результаты продаж, оказалось, что вещи размера M-L не распроданы. По нашей статистике, вещей L-размера продаётся в пять раз меньше, чем S. Теперь мы относимся к этому более внимательно и смотрим на каждую вещь. Не заказываем больших размеров облегающих мини-платьев и так далее.

Безусловно, мы сталкиваемся с проблемами на таможне. Пошлина — это кошмар для маленьких магазинчиков, а крупные заказчики типа H&M проблем не испытывают. Если у тебя большая партия товара, стоимость сертификации гасится за счет объёма. Если же приехали шесть пальто, получение сертификата на модель может съесть всю прибыль.   

Продвижение

Мы никогда не тратились на рекламу или продвижение в поисковиках. Пресса и сарафанное радио сделали своё дело. Поэтому у нас в шоуруме не бывает случайных посетителей. Для нас довольно сложный вопрос  — нужно ли расширяться и давать дополнительную рекламу. С одной стороны, мы увеличиваем количество марок и объём поставок, но с другой — магазинчик такой камерный, уютный, мы сами за всё отвечаем. Чем больше становится компания, тем больше вещей приходится делегировать. А с этим уходит всё, что нам так нравится в небольшом бизнесе.  

Советы

 

Не живите в долг и не берите кредитов. Это даст вам ощущение свободы. Если вы вдруг решите побриться налысо и уехать в Тибет, никому не будете ничего должны. 

Идите от малого к большому. Развивайте бизнес естественным путём, без кредитов и бешеного поиска инвесторов.

Любите своих покупателей, относитесь к ним как к друзьям. Давайте возможность поговорить с вами лично в магазине, а не только в онлайне.

 

 

Фотографии: Сергей Пацюк