В рубрике «Где ты работаешь» мы рассказываем про знаковые нежилые здания Нижнего Новгорода. В этом выпуске — бывший Ромодановский вокзал по адресу Казанская площадь, 1.

The Village побывал внутри, чтобы узнать, как вокзал превратился в современный и высокотехнологичный завод и как людям работается в столетнем здании по соседству с Окой и метромостом.

«Ромодановский вокзал»


Дата постройки: 1904 год

Архитектор: неизвестен

Площадь вокзала после реконструкции:
около четырех тысяч квадратных метров

Авторы проекта реконструкции: архитекторы
В.В. Зубков, Л.А. Зубкова, А.К. Бубнова, С.Ю. Любимов,
И.Е. Кропивянская

Количество сотрудников АО НоваКард:
более 450 человек

История

В 1896 году Нижний Новгород принимает масштабное мероприятие — Всероссийскую промышленную и художественную выставку. К этому моменту уже несколько десятилетий действует Московско-Нижегородская железная дорога, но именно в этот период зарождается идея новой железной дороги, которая бы соединила Нижний с югом области, Мордовией и Средним Поволжьем.

Проектировать дорогу решено по правому берегу Оки, а здание вокзала строить по соседству с мукомольными мельницами Дегтяревых и Башкировых на улице Черниговской. Здесь располагаются гостиницы, доходные дома, ведется торговля, а на причалах друг к другу жмутся суда.

Строительство самой дороги оказывается непростой задачей для проектировщиков: то и дело происходят оползни и обвалы. Для того чтобы избежать дальнейших разрушений, создается сеть штолен (таким образом можно было контролировать подземные воды), срезаются крутые откосы, появляются подпорные стенки в опасных местах. Движение поездов на участке от Мызы до Нижнего Новгорода первое время осуществляется только в светлое время суток на очень маленькой скорости.

Внутри здания — кассы, несколько залов ожидания и буфет. Рядом со зданием вокзала появляется самая большая стоянка извозчиков. Пассажиропоток постоянно растет, а после революции появляются новые направления и поезда дальнего следования — например, в Харьков. Вокзал активно используется в годы Великой Отечественной войны, но в 1961 году появляется железнодорожный переезд через Оку, годом позже заканчивается электрификация Московско-Нижегородской железной дороги. Пассажирские поезда на ней начинают ходить быстрее, а с Ромодановского вокзала постепенно уходят поезда дальнего следования, он приобретает статус «дачного». Позже в части вокзальных помещений размещается институт для студентов-железнодорожников.

В феврале 1974 года в городе происходят крупные оползни, железнодорожное полотно настолько повреждено, что его восстановление считают нецелесообразным. Здание перестает функционировать как вокзал, спустя пять лет его покидает и филиал института. До 90-х в здании располагаются подразделения Горьковской железной дороги, а когда съезжают и они, здание бывшего вокзала остается совсем брошенным.

Площадь перед Ромодановским вокзалом. Ожидание прибытия поезда. Начало XX века
Вид с полотна железной дороги
Вид на железнодорожные пути Ромодановской железной дороги
Отправка санитарного отряда на Маньчжурский фронт, 1904 год

Как устроено здание сейчас

Здание было выкуплено в 2001 году компанией «НоваКард» и восстановлено согласно фотографиям и чертежам. За свою работу авторы реконструкции вокзала награждены бронзовым дипломом XIII Международного фестиваля «Зодчество 2005», прошедшего в Москве.

Здание Ромодановского вокзала в 2001 году
Здание в период реставрации

В стенах памятника архитектуры сейчас работает высокотехнологичная компания. Внутри бывшего вокзала — офисные помещения и настоящий завод. Здесь производят смарт-карты: банковские, транспортные, SIM-карты, разрабатывают современные платежные решения. В здании действует мощная система безопасности, например, вход в зоны производства и персонализации карт осуществляется через специальный шлюз с биометрической аутентификацией, на всей территории видеокамеры и почти каждая дверь оборудована системой электронной идентификации.

Наталья Воронова

директор по персоналу

У международных платежных систем Visa International и MasterCard International очень строгие требования к безопасности, и, для того чтобы получить сертификацию, компании «НоваКард» необходимо было найти подходящее место для производства. Мы рассматривали в городе разные площадки, одной из таких площадок было как раз здание Ромодановского вокзала. Когда мы сюда впервые приехали, здесь царила разруха: не было крыши, дверей, только стены кое-где и перегородки. Трава росла выше человеческого роста, валялся битый кирпич, это был просто остов, довольно удручающее зрелище. В округе — ничего, никаких жилых домов и инфраструктуры. И улица Черниговская в то время выглядела грустно. Но зато то, что мы увидели, по площади и подъездам к зданию было то, что надо. Нам было где развернуться и развиваться. А еще у директора связаны с этим зданием детские воспоминания. Неподалеку от вокзала жил его дед, в детстве он с друзьями наблюдал за неторопливыми поездами, купался здесь в Оке и рыбачил.

Реконструкция заняла два с небольшим года, это были не просто строительные работы, здание воссоздавалось по немногочисленным чертежам и фотографиям вплоть до мелочей: окна, фонари, газоны. Когда приехали международные инспекторы, для них все было удивительно. К нашей стране относились в то время все-таки с предубеждением. Никто не верил, что в России, в Нижнем Новгороде можно организовать современное производство, да еще и в здании полуразрушенного вокзала. Мы первая компания, которая получила сертификацию одновременно от Visa и MasterCard. А еще здание «НоваКарда» назвали самой красивой фабрикой в Европе.

Любопытно, когда мы покупали здание, строительный адрес был такой: Черниговская, 29. А когда покопались в архивах, выяснили, что исторически адрес: Казанская площадь, 1. Кстати, наш директор одно время жил тут. В любое время мог прийти на производство и поинтересоваться, как дела.

Есть версия, что если бы компания не выкупила здание, то, возможно, его бы снесли при строительстве метромоста. Проект моста появился раньше, и дорога должна была идти иначе.

Как здесь работается

лена

менеджер
по продажам и администрированию отдела банковских карт

Я работаю здесь почти десять лет. Помню первый день, когда пришла сюда, к воротам «НоваКарда». Я увлекаюсь историей родного города, поэтому мне было очень любопытно, что же там внутри, за стенами этого здания. Предприятие первое время напоминало космический корабль. Все эти двери с датчиками, повышенная система безопасности, высокие технологии. Но сам офис оказался совершенно современным. Это было неожиданно. У нас просторные помещения, кондиционеры, собственная столовая. У меня есть ощущение гордости за то, что я работаю именно здесь. Компания реализует большие проекты, и все это происходит в здании с такой историей. Здесь есть своя аура, своя атмосфера.

Я живу на другом берегу реки, в нижней части города. Добираюсь каждое утро час-полтора. Тратить столько времени на дорогу уже привычка. У меня немного смещен график: я работаю с восьми утра до пяти вечера. Это удобно, потому что я общаюсь с регионами, которые расположены восточнее. Для кого-то неудобно, что остановка общественного транспорта далеко, но, когда хорошая погода, можно после работы пройтись по набережной. И вообще, когда гуляешь, здесь такая тишина.

Если смотреть фотографии прошлого, улица Черниговская в начале ХХ века была совсем другой. С одной стороны, хочется, чтобы ее реконструировали. А с другой — сейчас здесь нет скопления людей. Рядом есть отель, гости компании иногда в нем останавливаются, это удобно. Получилось хорошее соседство. Нет ощущения, что зданию больше ста лет.

Владимир

IT-специалист

Я работаю с конца сентября, то есть меньше года. Когда устраивался на работу, еще учился на радиофаке в Университете Лобачевского. Нагрузка по учебе была уже небольшая, и с работы позволяли уходить на учебу, а зимой я получил диплом. В «НоваКарде» занимаюсь системами персонализации данных. Вообще про компанию узнал от друга, а еще летом гулял и видел это здание красивое. Тогда и не знал, что это — бывший вокзал.

На работу я добираюсь за десять минут, живу на площади Сенной и езжу на машине к восьми утра. Опаздывать у нас нельзя, все контролируется. Очень удобно, что есть парковка: не думаешь, где ставить машину. А можно вообще пешком или на велике. Для них тоже есть парковка.

Компания у нас большая, все здороваются и все почти общаются на ты, поддерживают, помогают. Даже приятно задерживаться, например, если у нас тестирование или внедрение.

Я сам работаю в новом здании, у нас просторно. Иногда слышно, как метро ездит, если окна открыты, но это не напрягает. В здание бывшего вокзала я хожу на обед. У нас здесь своя столовая, где довольно дешево и готовят вкусно.

Павел

сотрудник производства

Я работаю всего полгода. Раньше был торговым представителем, а когда начались трудности с работой, устроился сюда. Для меня производство — новое направление, но меня всему научили тут, все показали, дали наставника на несколько месяцев. Я представлял все по-другому, у меня были какие-то свои стереотипы насчет завода. А здесь тепло, сухо, свежо, и вообще нет ощущения, что ты именно на заводе. Еще я думал, что тут работают люди постарше, а у нас коллектив молодой, влиться было несложно.

Мне кажется, люди, которые сюда приезжают погулять и пофотографироваться, не подозревают, что в подобном здании может находиться завод. Работаю я по графику, иногда беру дополнительные смены. Обычно у меня две дневные смены, два выходных и две ночные смены. Ночью, в принципе, не тяжело работать, даже как-то спокойнее, и время быстрее летит. Нет никаких нервов, и я точно знаю, во сколько освобожусь.

В рабочее время я стараюсь выходить только на обед, тем более за оборудованием нужно следить, проверять качество продукции. У нас нет такого, что все ходят курить по расписанию. В принципе, если хочешь, ты можешь выйти на улицу подышать или сходить на второй ужин. В столовую даже наличные не нужны — все по карточкам. Просто вычитают потом из зарплаты, сколько ты потратил.

Иногда бывает суета на производстве, если заказ срочный, но в целом все размеренно, а от шума есть беруши. Каждый знает свое дело.

Юлия

бухгалтер

В этом году будет десять лет, как я в компании. Пришла совсем молодой девушкой. У меня было собеседование, но не с будущим начальником, а с заместителем. Мне сказали, что перезвонят. Я всю неделю была на нервах. Я живу в Нижнем всю жизнь, но это здание не привлекало какого-то особого моего внимания, а после собеседования поняла, что очень хочу здесь работать. Понятно, что атмосфера внутри офисная, но, когда проходишь по холлу, ощущаешь какие-то нотки того времени.

Вообще к этому зданию и реке по соседству быстро привыкаешь. Кому ни рассказываешь, что мы в обед гуляем по набережной, все завидуют, говорят: вы там свежим воздухом дышите, а мы в верхней части задыхаемся. Но нам, женщинам, хочется же и по магазинам пробежаться, и покушать вкусно. А если ты без личного автомобиля, приходится по Черниговской идти пешком до автобуса. Но так всегда: не хватает того, что есть у других. А вообще набережная подкупает, конечно. Если пройтись вглубь, там вообще лес, можно даже по травке босиком походить после офисных туфель. У нас некоторые отделы в выходные собираются семьями и на пикники выходят неподалеку от офиса.

Я живу на Сортировке, но на личном автомобиле добираюсь за полчаса или сорок минут. Вообще расположение жизнь не усложняет, после того как построили метромост, вокруг убрали старые здания и вообще начали все облагораживать. Шумоизоляция у нас хорошая, шума поездов не слышно, да и я же на Сортировке живу, привыкла уже. Тем более у нас тут производственное оборудование шумит, к этому тоже привыкаешь. Мы обычно радио включаем.

Когда слушаешь репортажи о здании или когда директор рассказывает, как все начиналось, показывает фото, тогда задумываешься о глобальности. А так — изнутри это ведь обычный офис. Нет ощущения, что зданию сто лет. И, в принципе, это никак не влияет на работу.


Фотографии: обложка, 8-25 – Илья Большаков, 2-5 - Максим Дмитриев, 6-7 – НоваКард