В рубрике «Где ты работаешь» мы рассказываем о знаковых нежилых постройках Нижнего Новгорода. В этом выпуске — государственное здание с видом на Волгу и богатой двухсотлетней историей, в котором последние сорок шесть лет располагается Нижегородская государственная академическая филармония имени Мстислава Ростроповича.

Фотографии

Илья большаков

Архитектор: Яков Ананьин

Адрес: территория Кремля, 2

Постройка: 1782–1785 годы

Площадь: 4000 квадратных метров

Количество сотрудников: 247 человек

История

Архитектурный памятник конца восемнадцатого века был спроектирован первым нижегородским губернским архитектором Яковом Ананьиным, учеником самого Растрелли. Сначала здание было двухэтажным и постепенно достраивалось в ходе восстановлений после пожаров. До 1917 года здесь располагались гарнизоны. В части нынешнего Законодательного собрания находилось военное училище с общежитием, именно там, например, родился знаменитый летчик Петр Нестеров. После революции здание весьма предсказуемо, хоть и нелогично, было определено под коммунальные квартиры, но затем постепенно освобождалось под правительственные кабинеты, а в начале шестидесятых началась глобальная внутренняя перестройка. Именно в ходе нее здесь появились широкая лестница на второй этаж и сам концертный зал. Точнее, сначала это был зал правительственных заседаний, что и определило его строение амфитеатром и отличную акустику, чтобы выступающего было отлично видно и слышно из любого уголка. А в 1971 году сюда переехала филармония.

Как устроено здание сейчас

Стены и антураж зала сохранились с момента его постройки. Кресла выглядят все так же ретро, хотя и полностью обновлены: отчасти это дань традициям, отчасти — соблюдение акустических требований: все сиденья выполнены из дерева и обиты тканью. Здесь просто нельзя поставить кресла, как в современном кинозале, они будут поглощать звук. Но о том, в какой эпохе мы находимся, напоминает современное световое оборудование и новые камеры, висящие у сцены, — для виртуального концертного зала, который совсем недавно начал работать.

Особая гордость филармонии, спрятанная под чехлом на сцене, — новый шикарный рояль известнейшей марки Steinway, прибывший сюда за несколько дней до Нового года как настоящий подарок. Еще одна фаворитка скрывается в одном из кабинетов — серебряная флейта с головкой из чистого золота, единственной в России и сделанной по индивидуальному заказу. Эти и другие инструменты стало возможным приобрести благодаря крупному гранту от правительства Нижегородской области, выделенному к юбилею филармонии.

За сценой — гримерки на любой вкус и статус, «клетка» с оборудованием, хранилища для инструментов-великанов: литавр, маримбы и контрабасов — и то самое пространство, на котором обычно кипят все страсти — в атмосфере загадки и ожидания готовятся к своему выходу артисты.

Закулисье филармонии действительно огромное: множество кабинетов и пространств, даже в холле стоит рояль и можно порепетировать, есть своя библиотека. Большая часть штата — это оркестр, сто человек; еще сорок — творческий штат музыкального лектория: певцы-солисты, музыковеды, инструменталисты.

Как здесь работается

Я всегда была связана с музыкальным миром и консерваторию окончила по специальности «Музыковедение». Несколько лет работала в музыкальной школе, параллельно в Автозаводском православном центре создала систему абонементов классической музыки. Это было очень непросто, но той увлеченности, с которой мы работали, трудно было противостоять. Одна из газет даже написала, что на Автозаводе появился филиал филармонии, и в 2001 году меня пригласили сюда. Это было очень волнительно. Ведь сюда я приходила долгое время в качестве зрителя, иногда покупая билеты в кассе, а иногда — иными хитрыми путями. Студенческая стипендия не позволяла посещать все концерты, и мы частенько прикидывались артистами. Например, приезжал оркестр Юрия Башмета, музыканты шли через служебный вход, а мы вместе с ними, дальше прятались по углам и пробирались в зал.

Когда я начала здесь работать, была поражена масштабом деятельности — со стороны ведь кажется, что это ежедневный праздник. На деле всё в разы сложнее. Это такая же профессия, как и другие: нужно иметь специальные знания, обладать способностью мыслить творчески и в то же время быть аналитиком, уметь развиваться вместе с быстро меняющимся временем. Кроме того, мы работаем не просто с людьми, а с Артистами. У каждого из них своя творческая судьба, свой сложнейший график, а также свое настроение в этот конкретный момент. Чтобы в итоге действительно получился тот самый праздник, нужно учитывать и это.

Ольга Владимировна Брыкина

заместитель директора по концертной работе


Прямо перед нынешней филармонией ходил трамвай, заставляя вибрировать окна и посуду в шкафах, а дальше, за Казначейством, было трамвайное депо


Думаю, у филармонии самые красивые антракты. Летом, когда мы открываем двери зала прямо на улицу, слушатели выходят полюбоваться знакомыми видами. А артисты-иностранцы, когда мы показываем им Стрелку, просто теряют дар речи. Мы сами с удовольствием выходим сюда, когда есть возможность: к красоте невозможно привыкнуть, она всегда удивляет и восхищает.

Как-то перед зданием филармонии мы встретили пожилого мужчину, задумчиво вглядывающегося в окна, часть которых сейчас замурована. Оказалось, он вычислял окно своей комнаты, где когда-то жил, — здесь же раньше располагались просто жилые помещения, коммуналки. Он рассказал, что прекрасно помнит, как здесь, прямо перед нынешней филармонией, ходил трамвай, заставляя вибрировать окна и посуду в шкафах, а дальше, за Казначейством, было трамвайное депо.

В филармонии я работаю с 1993 года. Работаю не только директором оркестра, но и флейтистом (артистом оркестра). Совмещать эти должности непросто: много времени и сил требуют и административная деятельность, и игра в оркестре, но, кроме этого, у меня, как и у многих наших оркестрантов, существует потребность выступать с сольными программами, а для этого необходимо много заниматься на инструменте. Переключаться с одного вида деятельности на другой сложно, зато, когда хвалят наш оркестр или меня лично, приятно вдвойне. Для хорошей игры оркестра требуются не только хорошие инструменты и хорошие музыканты — нужно заботиться и о рабочем графике, и о зарплатах, и о логистике — это очень важная составляющая профессиональной жизни каждого музыканта. Решая эти рядовые вопросы, я пытаюсь всеми силами способствовать тому, чтобы зрители, пришедшие на наш концерт, услышали всю красоту оркестровой музыки.

Андрей Валентинович Малых

директор Академического симфонического оркестра

В музыкально-литературном лектории я уже 23 года. Раньше в этом отделе работала солисткой-вокалисткой, ездила с выступлениями, поэтому всю работу знаю изнутри. Здесь трудится сорок один человек: двадцать семь вокалистов, четыре лектора-музыковеда, один гитарист, пять пианистов, три администратора и редактор. Наш отдел проводит тысячу выездных концертов в год для слушателей разных возрастов. Большая часть этих концертов проходит в рамках уникального проекта «Филармония школьника», который мы реализуем с 1977 года. Ежедневно моя работа — это составление графика выездных концертов, распределение концертных бригад, а также отсмотр программ и прослушивание новых солистов. И это далеко не всё… В год мы выпускаем до двадцати новых программ, это непрерывный поток репетиций и выездов. Здесь нужна не только отлаженная организационная работа — важна эмоциональная составляющая. В отделе работают артисты, все они яркие личности со своими характерами — важно никого не обидеть, вовремя подбодрить, поддержать.

Ульяна Михайловна Ракова

заведующая музыкально-литературным лекторием


Наш отдел проводит тысячу выездных концертов в год для слушателей разных возрастов. Большая часть этих концертов проходит в рамках уникального проекта «Филармония школьника», который мы реализуем с 1977 года


Я концертмейстер группы альтов и по совместительству заведую библиотекой. Рабочий день у меня начинается раньше, чем у других музыкантов: нужно не только подготовиться к репетиции, разыграться, но и проследить, чтобы у каждого была своя партия, разложить ноты на пюпитры.

У нас одна из самых богатых библиотек страны, собран практически весь оркестровый репертуар. Фонд постоянно пополняется новыми сочинениями: мы поддерживаем творческие контакты со многими учреждениями культуры Нижнего Новгорода, филармониями других городов России. Есть древние, архивные ноты и много современной музыки. На полках хранятся старые сценические папки оркестрантов с «рисунками на полях» — многие записывают особо запомнившиеся цитаты дирижера.

Здесь же, в библиотеке, мы занимаемся небольшими ансамблями и иногда готовимся к предстоящим выступлениям. Так что, получается, это еще и импровизированный репетиторий.

Карина Борисовна Кузьмина

библиотекарь

Мне очень повезло, это моя любимая работа, на которую идешь с радостью, да и люди здесь работают просто чудесные, штучный товар. Нижегородская публика — уникальная, это отмечают многие приезжающие артисты. Конечно, бывает усталость, особенно после аншлагового концерта, когда в зале тысяча человек — у каждого свои пожелания и требования. Но главное — люди приходят сюда отдохнуть, приятно провести время, и для меня важно сохранить атмосферу доброжелательности в любой ситуации.

Мария Моисеевна Антонюк

главный администратор