О том, что школы страны будут планомерно переводиться на пятидневную систему обучения, министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила еще в прошлом году. В Москве и Санкт-Петербурге пятидневка уже скорее норма, тренд подхватили регионы центральной части России. И по закону все, кажется, довольно просто: вопрос о том, пять или шесть дней в неделю будут заниматься учащиеся, решается родителями, педагогическим советом и администрацией школы. Препятствий для введения пятидневки официально никаких нет. На деле родители, как правило, сталкиваются с категоричным отказом директоров школ обсуждать эту тему. The Village поговорил с мамой второклассницы из обычной иркутской школы: Яне Варшавской совместно с другими родителями школьников удалось добиться введения пятидневной учебной недели с помощью депутатов и соцсетей.

Замкнутый круг

Борьба за пятидневку в нашей 18-й школе в микрорайоне Юбилейный шла три года. Те, кто ее начинал, уже перевели своих детей в другие школы. Наша школа, это не секрет, довольно слабая, особенно старший блок.

Как водится, сначала родители подошли к директору с предложением перейти на пятидневное обучение. Директор идею не поддержал, и активисты пошли в городской департамент образования, потом в областной минобр и дальше начали писать в Москву. Но поскольку по закону решение о переходе на пятидневку принимается школой, ответы пришли соответствующие. Юридически это замкнутый круг: федеральные чиновники отправляют к региональным, региональные спускают на город, городской департамент говорит: «Все решает школа», а директор школы снова ссылается на городской департамент, который не дает прямого указания. Так продолжалось два года.

Я услышала об этом на одном из собраний. В этот момент в школе в очередной раз сменился директор – в плохой школе они всегда часто меняются, отчасти она потому и плохая, что нет постоянного крепкого хозяйственника. Школа, к слову, правда очень запущенная: у нас там грибок, очень плохая вентиляция и масса других сложностей. Если смотреть результаты выпускников, наши очень мало поступают в вузы. Так вот, когда моя дочь Ева была в первом классе, я услышала об этой проблеме на одном из собраний.

Видео со страницы «Мы — за пятидневку!» в Facebook. Дети рассказывают, как провели бы субботу, если бы не нужно было идти в школу.

Эффект соцсетей

Я не собиралась идти с флагами и возглавлять какое-то движение. Просто предложила родителям: у меня много подписчиков в соцсетях, давайте я освещу эту проблему. На тот момент моя дочь училась пять дней, и меня это напрямую не касалось. Более того, мне не известно ни одного исследования, которое на основе статистики доказывало бы, что пятидневка – это очень хорошо, а шестидневное обучение – совсем плохо. Таких данных нет. Учителя говорят только о посещаемости: при пятидневке дети меньше болеют. Это логично: за два выходных они успевают подлечиться, посещаемость растет. Никакой другой статистики нет, и я родителям всем говорю: я боролась не за пятидневку. А за право родителей выбирать и принимать решения.

Сначала написала всем причастным чиновникам и не получила ответа. Поговорила с тишиной. Поняла, что руки у меня развязаны, и рассказала о проблеме на своей страничке в Facebook. И вот тогда я увидела, насколько это актуальный вопрос: было очень много репостов, лайков и комментариев. Я удивилась, сколько людей ведут эту борьбу, пытаются, и все безуспешно.

Что меня тогда встревожило: при высокой актуальности проблемы и большой вовлеченности общественности, аргументы против пятидневки везде совершенно разные. В одной школе говорят, что в этом случае снижается зарплата учителей. В другой заявляют, что дети недополучают знаний. В третьей находят еще какие-то доводы. Словом, после этого моего поста порталом www.irk.ru был организован круглый стол - они тоже увидели, как сдетонировала тема. Присутствовали я и еще одна мама ученика нашей школы, представители областного министерства образования и департамента образования Иркутска. Учителя школы участвовать отказались. Это был бенефис представителя городского департамента образования, которая рассказывала нам, какие мы, родители, недалекие и темные люди, как вредим своим детям. В этот момент я увидела систему, поняла, с чем мне придется взаимодействовать. Поняла, что договориться скорее всего не смогу, придется действовать разными методами. После этого появилась страничка «Мы за пятидневку», которая сразу получила массу подписчиков, сотни просмотров и лайков. И я начала последовательно публиковать все наши шаги, вынося историю на всеобщее обозрение.

Работа в кулуарах

Всем, конечно, очень не понравилось такое освещение в интернете. И таким образом нам удалось добиться негласного соглашения с директором – сейчас я могу об этом говорить, потому что директор уже не работает в нашей школе – о переходе на пятидневное обучение. Это был апрель 2016 года. Каково же было наше удивление, когда в сентябре мы пришли в школу, а там уже новый директор! Никаких подписанных документов у нас нет – все договоренности были устными. Реакция нового директора была ожидаемой: какая пятидневка?

Настроения продолжать все это у меня, скажу честно, уже совершенно не было. Тем более что многие активисты перевели своих детей в другие школы, и я осталась одна. Но тут появилась еще одна мама, переехавшая из центральной части страны, которая была в невероятном удивлении: как, там везде пятидневка, а тут почему нельзя? И мы вместе продолжили – соцсети, видео, посты.

По закону вопрос о переходе на пятидневку решают три стороны: администрация школы, учителя и родители. Если две стороны «за», тогда это можно пробить. И учителя поддержали нас, родителей. Мне сейчас звонят родители из разных школ и спрашивают, как нам это удалось, с чего начать. И я говорю: «Формально – вот с этого и с этого, но дело в другом: вы должны в кулуарах понять, будут вас поддерживать или нет». Потому что учителей прессуют ужас как. Директор одной из школ, имеющая большой авторитет, на совещании директоров школ объявила, что ни одного учителя из 18-й, как разносчика этой «заразы», в свой коллектив не возьмет.

Депутат и поколение потребителей

Репортажи о нас в иркутских СМИ шли и шли, был создан родительский комитет. И к решению проблемы подключилась депутат Законодательного собрания Иркутской области Анастасия Егорова. С этого момента формат общения с властью качественно изменился. В тех кабинетах, откуда нас отправляли восвояси, ответить то же самое Егоровой уже не могли. Причем она даже не писала запросы, она просто поговорила с теми, кто мог это решить, несколько раз встречалась с Бердниковым (Дмитрий Бердников – мэр Иркутска, прим. ред.), говорила: «Ну вы же понимаете - надо».

Параллельно с известным креативщиком и маркетологом Сергеем Мядзелецем мы сняли на видео опрос людей на улицах, родителей школьников. Мнение практически единое – все за пятидневку. Мы провели количественно-качественное исследование в школе, таких исследований в принципе нет ни у кого больше. Причем мы спрашивали в разрезе проблемы: на что школьнику не хватает времени, как бы вы организовывали досуг ребенка, если бы было два выходных дня? Мы выяснили вещи, о которых никто не говорит. Например, что родители не успевают воспитывать детей в плане помощи в семье. Еле-еле мы находим время на дополнительное образование, потому что ответственные родители понимают, что общего образования недостаточно, потом идут кружки и секции. А от домашних обязанностей ребенка освобождаем, потому что он очень устает. Так мы растим поколение потребителей.

Видео со страницы «Мы — за пятидневку!» в Facebook. Опрос иркутян: горожане предпочли бы, чтобы их дети-школьники учились пять дней в неделю.

Пятидневка будет?

Когда подключилась городская администрация и дело на контроль взял мэр, все сдвинулось с мертвой точки. Сегодня у нас есть приказ о переходе на пятидневную учебную неделю, но лишь в единственной школе - № 18.

Кроме того, в нашей школе снова сменился директор, так что, возможно, это не конец истории. Надеюсь, что придет человек, готовый договариваться. У меня есть идея предложить школе организовать программу дополнительного образования по субботам, чтобы кружки и секции могли давать в школе бесплатные мастер-классы с целью привлечь к себе детей. А для школьников это будет хорошая возможность узнать что-то интересное, выбрать занятие по душе. И это снимает проблему детей из малообеспеченных семей, о которой часто говорят: если будет пятидневка, эти дети, у которых нет возможности посещать кружки, получат больше времени для улицы. В таком формате все ребята будут заняты. Это есть в Москве и в Питере, и мы можем перенимать такой опыт.

Но у меня до сих пор нет ответа на вопрос, который мне задают родители из других школ: как добиться введения пятидневной учебной недели? Сейчас наш прецедент не получает продолжения. Позиция городского департамента образования остается прежней. Авторитетные директора школ четко заявили педагогическим коллективам: про пятидневку ни слова. И наш опыт не дает другим никакого алгоритма. Официально-то все просто – пожалуйста, собирайте подписи, потом проводится педсовет, и если педагоги «за» - директор готовит приказ. Но учителя во время совещания, конечно, смотрят на позицию директора, и на этом все заканчивается.

Аргументов нет

Но главное, нам так и не удалось выяснить, из-за чего и чиновники, и школы так сопротивляются переходу на пятидневку. Пазл у меня в голове не сложился. Аргумент про уменьшение зарплаты учителей мы отмели – нет, она не уменьшается. Еще нам говорили, что если учебная программа изначально была рассчитана на шесть дней в неделю, то перейти на пятидневку, например, со второго класса уже нельзя. Наш опыт показывает, что это не так, но теперь то же самое говорят родителям в других школах. Остается одна версия: чиновникам не хочется шевелиться, что-то менять и принимать ответственность за решение. Если бы везде была шестидневка, а тут в Иркутской области началось движение за пятидневку – я бы понимала нежелание идти навстречу. Но федеральное министерство образования дало «зеленый свет», объявив, что планомерно школы будут переходить на пятидневку. Это давно тренд по стране, и, казалось бы, - надо включаться, быть впереди, подхватывать хорошие веяния. В Москве и Питере пятидневка. В Усолье-Сибирском пятидневка. В Пивоварихе! Почему у нас было не пойти на эти нововведения, которые поддерживаются на федеральном уровне?

Победили систему

Я боролась не за пятидневку. Я боролась против позиции «мнение родителей ничего не значит, только педагоги и чиновники знают, что для ваших детей лучше». Если бы отстаивание шестидневного обучения было подкреплено блестящими качественными результатами, никто не задавал бы вопросов. Но таких результатов нет. И тогда ради чего загружать детей шесть дней в неделю, если мы, теряя воспитание дома, ничего не приобретаем взамен? В гимназиях и лицеях, где ведется углубленное изучение предметов, где детям не требуются дополнительные занятия, вполне оправдана шестидневная система. И это выбор родителей.

Систему мы, кажется, победили. И я считаю это началом своей взрослой жизни. Я никогда не сталкивалась с государственным и муниципальным административным аппаратом. Сначала была пианисткой. Потом бизнес-тренером. Я никогда не зависела от системы: плачу налоги, делаю свое дело и не интересуюсь политикой. И в первые недели этой истории у меня было непонимание: как жить-то дальше, когда решения принимают чиновники, которые совершенно не готовы и не хотят строить гражданское общество? Тем не менее, я благодарна Анастасии Егоровой за помощь и главе департамента образования Иркутска Александру Костину, который взял на себя ответственность и поддержал нас, принял непопулярное решение. Очень надеюсь, что Иркутск сможет стать городом, где введение пятидневной системы обучения станет обычной практикой и этот эксперимент будет удачным.

Фотографии: обложка — фото из личного архива Яны Варшавской