Впервые о строительстве «Умной школы» в Иркутске заговорили в 2014 году. Тогда было объявлено, что благотворительный фонд «Новый дом» построит большой образовательный комплекс с поселком приемных семей для детей-сирот. Приангарье было выбрано как один из печально лидирующих в России регионов по количеству детей, лишенных родительского попечения. Именно Иркутск обещал стать той точкой, в которой приложение сил даст наибольший эффект. Что касается глобальной цели, то она звучит дерзко и красиво — решить общие для всех задачи современного образования, вывести на первый план индивидуализацию ученика. Если проект осуществится в том виде, в каком задуман, в Иркутске появится едва ли не самая инновационная и сильная школа в России. При этом обещано: это будет не элитное учебное заведение, а школа для всех.

На прошлой неделе в Иркутске работал Марк Сартан, генеральный директор Центра разработки образовательных систем «Умная школа». Он провел несколько занятий курса для административной команды и рассказал The Village о том, почему развитие проекта в Иркутске внушает оптимизм и как «Умная школа» будет выглядеть на практике.

Фотографии

дмитрий дмитриев

Финансирование: Проект «Умная школа» финансируется благотворительным фондом «Новый дом», его основатель — российский бизнесмен Альберт Авдолян. Заявленный объем финансирования — свыше 3.5 миллиардов рублей

Отбор: «Умная школа» — социальный благотворительный проект. Это школа для всех, и отбора детей по способностям здесь не будет

график: Учебный год в «Умной школе» будет длиться, как в обычной. Пока есть курс на «пятидневку». Будет только одна учебная смена, но созданы все условия, чтобы ребенок мог находиться в школе целый день

ЧИСЛЕННОСТЬ: В старших классах планируется по 25 учеников, в младших по 20


То, что школы сегодня называют проектной деятельностью, часто — откровенная профанация


— Марк Наумович, уже известно, где будет построена школа и как она будет выглядеть?

— Нашей задачей было сделать здание таким же образовательным инструментом, как и всё остальное. Поэтому мы объявили международный конкурс на архитектурную концепцию. Было отправлено 200 приглашений в 53 страны мира, получено 50 заявок из 26 стран, из них по сложной рейтинговой системе отобрано 20 перспективных. В результате конкурентных переговоров шести архитектурным бюро было предложено разрабатывать архитектурные концепции. Из них жюри отобрало 3 лучших. И вместе с заказчиком был выбран наиболее перспективный проект. Не самый, кстати, дешевый. Победило архитектурное бюро Cebra из Дании, но в проектную документацию их задумки воплощает российская компания UNK Project. Сейчас завершается экспертиза архитектурного проекта.

— В чем миссия «Умной школы»?

— Главный образовательный результат будущей школы — воспитание людей, умеющих ответственно распоряжаться своей собственной жизнью. И для нас это не просто лозунг. Тут важно, что жизнь собственная, а распоряжение — ответственное. Оно предполагает ответственность перед всеми — перед миром, человечеством, перед собой. Это основа для огромного пласта работы — технологии так называемого жизненного проектирования. Потому что выпускник «Умной школы» будет выходить во взрослую жизнь с собственным жизненным проектом, им самим продуманным, разработанным, защищенным.

— Проектной деятельностью сегодня занимаются ученики всех школ. В чем отличия?

— То, что школы сегодня называют проектной деятельностью, часто — откровенная профанация. Проект — серьезный способ обращения с действительностью, это сложная форма деятельности и довольно эффективная. Проектированию надо отдельно учить. А проектированию собственной жизни — особенно, ведь здесь речь идет о жизненном выборе с опорой на нравственные ценности. Но работа с ценностями очень трудная. Всегда. Потому что как только ценности извлекаются в отдельную сущность, разговор о них превращается в назидание. Мы прекрасно знаем, что воспитывает не слово, не поучение, а образ жизни. И поэтому важно, чтобы ценности не превратились в самоценности, чтобы ценностное воспитание не свелось к банальной воспитательной «проработке».

— О каких именно ценностях речь?

— Мы полагаем главными для автора собственной жизни ценности достоинства, авторства и сотрудничества. К ним нужно прийти самому, принять их и присвоить. Мечта многих - чтобы кто-то сформулировал набор правильных ценностей и ребенку их внедрил в мозг. Но идее ответственности такой подход противоречит. В этой сфере надо действовать очень бережно.

— Ваша образовательная система, программа? У иркутян самые разные предположения и вопросы. Например, как ваши выпускники будут сдавать ЕГЭ?

— Есть группа авторов, которая сейчас пишет принципы учебной образовательной программы. Но давайте заглянем в будущее: когда школа откроется, каждый учитель войдет в класс, имея рабочую программу. И эта рабочая программа должна быть написана самим учителем. Поэтому сейчас предстоит самый интересный и самый сложный этап работы: концепция и принципы образовательной системы должны быть учителями школы превращены в собственные рабочие программы. Коллектив притягивается к нам на уровне ценностей и идей, мы должны не только найти друг друга, но и совпасть, я бы даже сказал, взаимно влюбиться.

— Как вы ищете людей?

— У нас разработана целая программа формирования коллектива (кстати, мы не производим «отбор», мы именно «формируем» коллектив). Все новые школы просто ищут сотрудников под штатное расписание. Мы же будущих сотрудников привлекаем к работе в «Умной школе» через обучающие программы. Чтобы человек стал частью команды «Умной школы», должны сойтись три фактора: неравнодушие, компетенция и готовность к развитию. Сейчас мы формируем команду администрации — это заместители директора школы, руководители направлений, завучи. Мы попросили желающих прислать нам резюме и мотивационное письмо, а потом из 59 кандидатов сформировали группу 25 слушателей.

Сейчас идет обучение, в ходе которого так или иначе произойдет какой-то отсев, и останется активная группа из 15-20 человек. Я сам провел несколько занятий и убедился, что группа подобралась очень интересная. Так что я воодушевлен и преисполнен оптимизма. С будущей административной командой мы разговаривали о вызовах времени: что время требует от школы, а школа дать не может или отвечает на это плохо. Любопытно, что все слушатели, независимо друг от друга, пришли к тем же результатам, что пришли и мы в своё время.

Главный вызов — это отрыв школы от жизни. Школа ставит одни учебные задачи, жизнь — совершенно другие. Профессиональная сфера — одна из жизненно важных сфер, но есть ещё личностная, сфера отношений, семейная. Здесь тоже возникают образовательные задачи. Как вести себя в сложной ситуации; выстраивать взаимодействия с людьми, не разрушающие ни их, ни меня; как работать в коллективе? В этом направлении развивается всё мировое образование и российские школы.


Главный вызов — это отрыв школы от жизни. Школа ставит одни учебные задачи, жизнь — совершенно другие


— Директора как будете подбирать? Какими будут зарплаты учителей в вашей школе?

— Критерии для будущего директора понятны — это должен быть человек, умеющий развивать и развиваться, удерживать ценности, воплощать идеи в технологии, способный сделать школу такой, чтобы из неё не хотелось уходить. Зарплаты будут конкурентноспособные и вполне достойные.

— Когда и как вы приступите к подбору и обучению учителей?

— Преподавательский состав — ещё одна линия подготовки по тому же принципу, запланированная на весну. И ориентировать учителей будем на полноту образовательных результатов будущих учеников, кстати, в полном согласии с действующими образовательными стандартами. Такая полнота должна достигаться за счет дополнения предметных результатов личностными и так называемыми метапредметными, то есть универсальными.

Да, есть классика школьного процесса обучения с ЕГЭ в финале. И мы ориентированы на высокий предметный результат так же, как и любая нормальная школа. Но важно, чтобы педагог был не просто учителем предмета, но и учителем жизни — с помощью своего предмета. Все наши учителя будут учить умению ответственно распоряжаться собственной жизнью. В школе будут преподаваться все традиционные предметы, отдельно выделенные слоты в расписании займут только проекты. Но еще мы предусмотрели комплекс спортивных сооружений, бассейн, несколько мастерских, театр, информационно-библиотечный центр.


Образование развивается в сторону индивидуализации. Стандартная программа для всех сегодня мало кого устраивает


— Аналоги «Умной школы» в России есть?

— Я не говорил бы об аналогах, я говорил бы о направлениях развития. Всё современное образование развивается в сторону индивидуализации. Стандартная единая программа для всех сегодня мало кого устраивает. Индивидуализацию можно реализовывать разными способами, это требование времени и закона об образовании. И это одно из главных отличий от школ нашего детства. В советское время методист Министерства просвещения в Москве, посмотрев на календарь и часы, мог сказать, что сейчас проходят в Усть-Илимске на уроке физики в 7 классе. То же самое, что и в Бугуруслане, и в Воронеже, и в Питере. От этого мы ушли: образование должно строиться под ребенка.

— Проект «Умная школа» не только социальный, но и благотворительный. Частью образовательного комплекса станет поселок приемных семей. Что это даст этим семьям и обществу?

— Традиционные коллективные формы обучения не справляются с задачей подготовить ребенка, лишенного родительского попечения, к реальной жизни. После интерната и детдома дети не знают, как ездить в транспорте, обслуживать собственное жилье, готовить, распоряжаться деньгами. Наша позиция (как, кстати, и государственная) — все дети должны жить в семье. Поэтому мы привлекаем в проект до 30 приемных семей, которые будут воспитывать по пять–шесть детей. Для них будет построено специальное жилье, которое обеспечит такой большой семье комфортное проживание.

Более того, мы рассматриваем «Умную школу» как ресурсный центр для региона. И для многих других приемных семей мы организуем обучение и обмен опытом.

— Последний короткий вопрос: хватит ли на всё задуманное ресурсов?

— У нас хватит, но надо, чтобы хватило у всех. Если у системы образования не хватит ресурсов на решение задач современного образования, страна попросту проиграет цивилизационную гонку и вылетит на обочину.


Мария Ильюшина

Слушатель курса для административной команды «Умной школы»

Проект «Умная школа» интересен мне возможностью повлиять на ситуацию, сложившуюся в системе образования нашей страны, и увеличить количество «людей будущего». Способных не только к продуктивной работе, но и к гуманному мышлению, осознанному отношению к среде обитания, способных воспитать своих детей с одной стороны, свободными личностями, с другой — личностями, умеющими жить в социуме, взаимодействовать с другими людьми и улучшать мир, в котором живут. А главное — это будут люди, способные самообразовываться и решать задачи, которые ставит перед ними быстро меняющийся мир, придерживаясь при этом общегуманистических моральных ценностей и принципов.

Для меня немаловажно также участие приемных семей в этом проекте. Это обучение перевернуло и мои представления о том, как люди учатся, и во многом представления о себе самой. Это не просто новые знания, это осознание, обновление базовых установок. Нас начали знакомить с законодательством в сфере образования, стало понятно, что с юридическими рамками стоит знакомиться и родителям, и самим ученикам, а иногда и работникам школы — столько там нюансов, а свои права знают очень немногие.

Наталья Байбородина

Слушатель курса для административной команды «Умной школы»

Учитывая, что «Умная школа» откроется только через полтора года, вызывает уважение количество сил, энергии и ресурсов, затраченных уже сегодня. Мне это дает надежду в том, что проект состоится, что в Иркутске реально будет школа мирового уровня. Я некоторое время не работала в педагогике, и для меня многие знания оказались очень актуальны. Мне кажется, главное здесь — это понимание того, что школа — пространство для роста, а не подавляющий институт. И общий мозг, как пчелиный улей, сообща работает над этим. Людьми в ближайшем окружении, с которыми мы работаем над проектами, я восхищена. Это мегаспециалисты, мне кажется, они могут решить любой вопрос, и не только в образовании.