1 июля Москва официально увеличилась в два раза — но, кроме того, что географический центр новой агломерации расположен где-то в районе Южного Бутова, известно по-прежнему немногое. План развития «Большой Москвы» должен быть создан согласно опыту других мегаполисов мира, а за основу основ взяли французский проект городской агломерации «Большой Париж». «По идеологии, стоимости, масштабам и значимости проекты действительно очень похожи», — заявил не так давно Сергей Собянин. Французский проект сейчас находится в стадии осуществления: его разработали при Саркози в 2007–2010 годах, и новоизбранный президент Франсуа Олланд подтвердил намерение продолжать финансирование. «Большая Москва» формально тоже стала реальностью, однако за прошедший год чёткого плана её реализации так и не появилось.

 

Название

Иностранный опыт: Как создаётся «Большой Париж». Изображение № 1.

Проект расширения французской столицы чаще всего называют «Большой Париж» — отсюда возникла и московская аналогия, хотя это не совсем точно. Во-первых, «Гран Пари» — это скорее «Великий Париж», поэтому, например, англичане переводят название как Great Paris. А во-вторых, официально проект пишется Le Grand Pari(s), где последняя «s» берётся в скобки — очевидная игра слов, отсылающая ещё и к большому пари, амбициозному вызову.

Иностранный опыт: Как создаётся «Большой Париж». Изображение № 2.

 

Иностранный опыт: Как создаётся «Большой Париж». Изображение № 3.

Утверждённого названия у Москвы нет. В официальных источниках и на сайте мэрии говорят о «новой Москве» или столичном федеральном округе, как изначально заявил президент Медведев. В прессе же чаще всего употребляется термин «Большая Москва».

 


Иностранный опыт: Как создаётся «Большой Париж». Изображение № 4.


 

Принцип агломерации

Иностранный опыт: Как создаётся «Большой Париж». Изображение № 5.

В 2007 году президент Николя Саркози заявил о необходимости создать большой, или великий, Париж — глобальную современную метрополию. Перестройка затрагивает городскую периферию во всех направлениях. План преобразования рассчитан поэтапно на 20, 30, 40 лет, а в основе проекта лежат три ключевых принципа: соответствие Киотскому протоколу, интеграция пригородов, создание и переформирование транспортной инфраструктуры. Французские власти особо подчёркивают, что агломерация должна связать богатые районы и бедные, открыть эмигрантские гетто и создать тысячи рабочих мест.

 

Иностранный опыт: Как создаётся «Большой Париж». Изображение № 6.

17 июня 2011 года президент Медведев предложил расширить границы Москвы. По его словам, это необходимо для развития мегаполиса, причём одна из главных заявленных целей — вывести из центра столицы органы законодательной, представительной и исполнительной власти, а также развивать финансовый центр РФ. Мэру Сергею Собянину и губернатору Борису Громову понадобилось меньше месяца, чтобы прочертить новые границы двух регионов. Что моментально вызвало шквал критики и разочарования.

Иностранный опыт: Как создаётся «Большой Париж». Изображение № 7.

 

 

Конкурс проектов

Иностранный опыт: Как создаётся «Большой Париж». Изображение № 8.

Проект комплексного развития Парижа предполагал конкурсную основу, которая отличается от традиционной. Саркози заявил о необходимости консультации мирового масштаба — серии исследований с участием не только архитекторов и урбанистов, но и географов, социологов, экологов и даже философов. 5 марта 2008 года начался приём заявок, причём подавать их могли только мультидисциплинарные команды. Качество работ контролировал специально созданный учёный совет во главе с Полем Шеметовым, известным архитектором, кстати, русского происхождения.

Проект Groupe Descartes предполагает создание 20 новых городов. Изображение № 9.Проект Groupe Descartes предполагает создание 20 новых городов

Иностранный опыт: Как создаётся «Большой Париж». Изображение № 12.Свои проекты подготовили Жан Нувель, Кристиан де Портзампарк, Ричард Роджерс и другие именитые архитекторы.

 

Для начала участники конкурса должны были объяснить, что такое метрополия XXI века и как её можно построить в условиях Киотского протокола. Следующая задача была более конкретной — провести «стратегическую диагностику» территории «Большого Парижа». Это значит, с одной стороны, точно очертить его не вполне определённые на то время границы, а с другой — выдвинуть конкретные предложения по обеспечению пространственной, социальной и функциональной целости территории. 11 декабря 2008 года десять отобранных команд представили окончательные результаты по теме посткиотской метрополии. К 12 марта 2009 года уже были готовы решения, которые выставлялись в музее архитектуры, обсуждались в центре Помпиду и регионах и в конце концов появились во французском павильоне Венецианской архитектурной биеннале. После этого все десять команд были объединены в Atelier International du Grand Paris — на основе их совместных решений в 2013 году должен быть представлен новый генеральный план города.

 

Иностранный опыт: Как создаётся «Большой Париж». Изображение № 13.

В Москве конкурс был объявлен 13 января 2012 года и организован в полном соответствии с парижской моделью. В финал вышли десять команд, но до сих пор не вполне понятно, каким именно образом будет строиться дальнейшая работа. Как ранее говорил главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, к сентябрю должен быть сформирован некий единый авторский коллектив для создания итоговой концепции, которая «задаст параметры» для будущего Генплана — на его создание уйдёт ещё два года.

 

 

Власть и смена президента

Иностранный опыт: Как создаётся «Большой Париж». Изображение № 14.

Соперничество федеральных, городских и пригородных властей — неизбежный элемент любого процесса агломерации. Для Парижа этот момент был критическим: правый президент и парламентское большинство противостояли левым мэру Парижа и главе региона Иль-де-Франс. Это вылилось и в противостояние проектов развития, что сильно тормозило процесс. В июне 2010 года французский парламент одобрил, наконец, закон о «Большой Париже», была создана компания La Société du Grand Paris, ответственная за разработку проекта транспортной сети и его последующую реализацию.

Иностранный опыт: Как создаётся «Большой Париж». Изображение № 15.Полная реализация проекта будет стоить 38 миллиардов евро.

 

Минувшей весной многие всерьёз были обеспокоены судьбой «Большого Парижа», когда на смену вдохновителю проекта Николя Саркози пришёл социалист Франсуа Олланд — аналитики прогнозировали сокращение финансирования и меньшее внимание к проблемам столицы. Однако, согласно последнему заявлению, Олланд поддержит и продолжит проект, сменится лишь его непосредственный управляющий. Ключевые перемены коснутся только органов самоуправления в пригородах. По плану Саркози, власти парижских регионов должны быть чётко подчинены единому центру — Олланд же делает ставку на децентрализацию и большую автономию периферийных органов власти.

 

Иностранный опыт: Как создаётся «Большой Париж». Изображение № 16.

Вертикаль власти не предполагает разногласий, да и рокировка премьер-министра с президентом в судьбе «Большой Москвы» ничего не изменила. Единственное очевидное затруднение — нежелание самих чиновников уезжать из центра и всяческое затягивание процесса. С точки зрения финансирования ограничения накладывает Олимпиада в Сочи 2014 года и чемпионат мира по футболу 2018-го.

 

 

 

Территория и люди

Иностранный опыт: Как создаётся «Большой Париж». Изображение № 17.

Существующий исторический Париж, в котором сейчас проживают лишь два миллиона человек, связывается в единую систему с периферией: Сен-Сен-Дени, Сен-э-Марн, О-де-Сен, Валь-де-Марн, Валь-д’Уаз, Эссон и Ивелин. Всего в новом регионе будут жить более 11 миллионов человек. Речи о вывозе государственных органов и, соответственно, переселении чиновников не идёт. Зато в интегрированных пригородах предполагается разветвлять систему местного самоуправления и создавать условия для притока горожан. Развитие региона должно быть полицентричным.

Плотность населения в регионе. Сложнее всего ситуация в историческом центре Парижа. Изображение № 18.Плотность населения в регионе. Сложнее всего ситуация в историческом центре Парижа

 

Иностранный опыт: Как создаётся «Большой Париж». Изображение № 19.

Территория в 150 тысяч гектаров вплоть до границ с Калужской областью практически удваивает площадь столицы. Перевезти туда планируется около 2,5 млн человек. В первую очередь это чиновники и их семьи.

 

 

Транспорт

Иностранный опыт: Как создаётся «Большой Париж». Изображение № 20.

Чтобы построить полицентричную метрополию, пригороды необходимо связать между собой, поэтому именно транспорт в «Большом Париже» ставится во главу угла. Ещё на этапе конкурса каждая команда предложила собственное решение проблемы, неизменно укрепляющие связи между городами-спутниками. Транспортная система должна позволять передвигаться между окраинами так, чтобы не делать пересадку в центре. Кроме того, необходимо связать между собой три парижских аэропорта. Новый транспортный план, который удовлетворяет этим требованиям, предполагает постройку линий метро, прокладку дополнительных железнодорожных путей и модернизацию транспортных узлов, которые уже существуют. На всё это решили потратить 20 миллионов евро.

Иностранный опыт: Как создаётся «Большой Париж». Изображение № 21.

Иностранный опыт: Как создаётся «Большой Париж». Изображение № 22.Транспортная система «Большого Парижа» должна быть готова к 2020 году.

 

Согласно программе, заявленной компанией Société du Grand Paris, в городе появятся три новых линии метро общей протяжённостью 175 километров. На них заработает 57 станций, 7 из которых будут соединены с железной дорогой TGV. Составы будут вмещать до 1 000 человек и ездить со средней скоростью 65 км/час, почти вдвое быстрее нынешних. Некоторые участки метро будут автоматизированы, а значит смогут работать круглосуточно. Новая транспортная система позволит жителям сэкономить больше 20 минут дороги из пригорода в пригород.

 

 

Иностранный опыт: Как создаётся «Большой Париж». Изображение № 23.

Хотя общей концепции ещё нет, транспортники с планами определились. Сокольническую ветку метро продлят до района Солнцево через Тропарево и Румянцево, Калужское шоссе расширят до 8–10 полос и построят на нём 4–6 новых развязок. Стройка начнётся в 2013 году. Кроме того, ведутся предпроектные работы по прокладыванию дороги Солнцево — Бутово — Видное, а «РЖД» готовится к организации маршрута Москва — Ново-Переделкино по Киевскому направлению. Всего на реконструкцию дорог планируется потратить 32,2 миллиарда рублей. Из уже сделанного: в прошлом ноябре в электричках был введён новый тип билетов «Большая Москва». Месячный абонемент стоит 1 040 рублей.

 

 

Застройка 

Иностранный опыт: Как создаётся «Большой Париж». Изображение № 24.

Новое жильё — второй важный аспект плана «Большой Париж». Последние годы город переживает сильное перенаселение: при ограничении высоты зданий 36,9 метра и при площади города в 66 квадратных километров жилья решительно не хватает. В новых районах началась экологическая застройка, там стараются отказываться от типовых многоэтажек. Пока в «Большом Париже» выделено 10 кластеров по типу экономической специализации. Особое внимание уделяется району Сакле, который должен стать французской Кремниевой долиной.

Отдельный проект — реабилитация уже существующих, но совсем не привлекательных построек. Знаменитый Жан Нувель, скажем, предлагает строить поверх фасадов таких зданий прозрачные кубики-балконы с зелёными террасами. Экологическая линия вообще доминирует во всех конкурсных проектах: так, Ричард Роджерс мечтал засадить все крыши Парижа зеленью, превратив их в «зелёный ковёр», а Антуан Грумбах думал вытянуть агломерацию вдоль бассейна Сены в сторону Руана и Гавра.

Иностранный опыт: Как создаётся «Большой Париж». Изображение № 25.

 

Иностранный опыт: Как создаётся «Большой Париж». Изображение № 26.

Пока в плане заметен большой перевес в сторону жилищного строительства. Причём мэр Собянин хочет поделить город на три зоны с разной степенью застройки. Первая зона — между Бутовым и Солнцевым — станет урбанистической. Вторая, возле Троицка, образовательной — там появятся учреждения науки и культуры. Третья, за Троицком, превратится в район лесов и парков. Одновременно присоединяемые территории планируется разделить на 6 кластеров: административно-деловой с правительственным кварталом, финансово-деловой, университетский, медицинский, рекреационно-туристический и кластер инноваций.

 

 

Итоги и перспективы

Иностранный опыт: Как создаётся «Большой Париж». Изображение № 27.

Пять лет существования французского проекта Le Grand Pari(s) дают больше материала для оценки полезности инициативы Николя Саркози. По уровню транспортной загруженности и проблем развития Париж находился в более выигрышном положении, чем Москва, однако было очевидно, что проблемы устройства столицы необходимо решать срочно, в комплексе и по-новому. Глобальный взгляд Саркози на развитие города часто сравнивали с амбициозной переделкой Парижа в 50–60-х годах XIX века бароном Османном, когда фактически был создан сегодняшний исторический центр. Правда, проект «Большого Парижа» пошёл вразрез с последней генеральной линией развития столицы на децентрализацию, принятой в 1980-е при президенте Миттеране.

Главной неудачей Саркози называют то, что из всего заявленного начать осуществлять пока удалось только транспортный проект Le Grand Paris Express. Урбанистическая составляющая сильно запаздывает, архитектурное строительство осталось на том же уровне, что и в 2007 году. Но главным и бесспорным успехом оказалось то, что в дискуссию о будущем города включились все его жители.

 

Иностранный опыт: Как создаётся «Большой Париж». Изображение № 28.

С самого начала границы «новой Москвы» были прочерчены поспешно — многие эксперты говорят, это может стать роковой ошибкой в создании агломерации. Планы властей остаются очень туманными и постоянно меняются. Так, буквально через неделю после присоединения земель «источники, близкие к Кремлю» заявили, что переезда чиновников может не случиться вовсе, а депутаты Госдумы практически в открытую саботируют план переезда в посёлок Коммунарка.

 


«Большой Париж» интересует не только Москву —
он интересует Пекин, Бразилию, страны Персидского залива. Потому что у всех мегаполисов проблемы схожие, в первую очередь
с транспортом. Когда президент Николя Саркози давал жизнь этому проекту, он так и сказал:
«Нас ждёт коллапс, надо его избежать!»

— Морис Леруа, министр по развитию города

 

Текст: Маруся Горина