Безопасность

Как у нас: рамки на входе в здание аэропорта и низкая эффективность в предотвращении терактов.

В большинстве международных аэропортов нет проверки пассажиров непосредственно на входе — все сканеры установлены только в зоне вылетов. Полиция и спецслужбы обычно предотвращают теракты задолго до того, как террористы заходят в аэропорт.

Большинство аэропортов использует AIT (Advanced Image Technology) — сканеры, позволяющие не проходить ручной обыск. В международных аэропортах России AIT тоже есть. Они безопасны для здоровья и более эффективно определяют наличие запрещённых к провозу предметов. Тем не менее в некоторых зарубежных аэропортах пассажиры с особым состоянием здоровья (беременность, наличие кардиостимулятора) могут выбрать личный досмотр.

MagShoe-сканер. Изображение № 1.MagShoe-сканер

В Израиле разрабатывают ряд новейших устройств по вычислению террористов из толпы. Среди них есть, например, Cogito — усложнённый детектор лжи, способный определить преступника по температуре термозон лица и ладоней, пульсу, уровню кровяного давления и глюкозы в крови. Чтобы тест сработал, подозреваемому нужно задать несколько вопросов — вся процедура занимает около пяти минут. Cogito применяют и на пассажирах, и на работниках аэропорта. Другая технология, которую уже начали использовать в римском Leonardo da Vinci di Fiumicino, называется MagShoe и позволяет сканировать ботинки пассажиров — разуваться больше не нужно, что сильно экономит время.

 

Дорога в аэропорт и обратно

Как у нас: не на чем доехать ночью, в большинстве аэропортов единственный общественный вид транспорта — аэроэкспресс (нет выходов в метро и автобусного сообщения).

Днём до лондонского аэропорта Хитроу можно добраться на метро и автобусах по обычной цене. После полуночи Хитроу предлагает ночные автобусы: из аэропорта они идут как минимум до центральных вокзалов. Билет продаётся по стандартному тарифу в 2,2 фунта. Похожая практика существует и в других странах: из Гонконгского международного аэропорта ходят ночные автобусы во все концы города — билет стоит 2−3 евро в зависимости от пункта назначения. В Сингапурском Changi предлагают специальные шаттлы, которые везут до главных отелей по цене 6 евро за взрослого и 3 евро — за ребёнка до 12 лет. Ходят они круглосуточно.

Автобусы в аэропорту Хитроу. Изображение № 3.Автобусы в аэропорту Хитроу

 

Парковки у аэропорта

Как у нас: на стоянках регулярно не хватает мест. Длительная парковка стоит около 400 рублей в сутки; есть более демократичные стоянки, которые находятся далеко от аэропорта: они берут около 200 рублей в сутки и предлагают газели до терминала, однако о них мало кто знает. Кроме того, говорят, что машину надолго там оставлять небезопасно (хотя есть и положительные отзывы). Много подозрительных фирм, оставляющих объявления в духе «заберу, привезу, всё безопасно». Бронирование заранее не распространено. Нет специальных парковок для инвалидов.

Парковки в Мюнхенском центральном аэропорту. Изображение № 5.Парковки в Мюнхенском центральном аэропорту

Мюнхенский центральный аэропорт предлагает разнообразные стоянки. Более удалённые берут за час 1 евро, а те, что поближе, обойдутся в 4 евро за час. Есть опция «парковка в последний момент» (last second parking) в непосредственной близости от терминалов и специальные парковки для инвалидов — для них предусмотрена скидка в 50 %. Кроме того, существуют «женские стоянки». Машины-автоматы, расставленные на всех парковках, принимают не только наличные, но и кредитные карты и даже чеки.

 

Нечего делать во время транзита

Как у нас: шопинг и рестораны — единственные возможные развлечения.

В сингапурском аэропорту Chengi (3-й терминал) для развлечения пассажиров построили огромную горку. Установленная на высоте 12 метров, она петляет между этажами, позволяя развивать скорость до 6 метров в секунду. Аэропорт предлагает бесплатную поездку за каждые $10, потраченные внутри терминалов. 

В амстердамском Schiphol есть первое в мире казино в аэропорту. Выигрыши выплачиваются в евро, которые можно обменять на любую валюту прямо на месте. Вход в казино бесплатный, единственное условие — возраст старше 18 лет и наличие удостоверения личности. 

В Сан-Франциско ещё в 1980 году открыли музей искусств, в котором проходят самые разные выставки — от керамики Древней Греции до поп-арта.

3-й терминал аэропорта Чанги. Изображение № 7.3-й терминал аэропорта Чанги

В Международном аэропорту Гонконга работает кинотеатр IMAX с самым большим экраном в городе, а в южнокорейском аэропорту Incheon есть каток на 150 человек. Искусственный сухой лёд, который считается наименее травмоопасным в случае падений, позволяет кататься в любую погоду и любое время года. Вход бесплатный.

 

Негде сидеть и спать, стресс

Как у нас: аэропорты переполнены, не хватает сидячих мест (не говоря уже о возможности прилечь), кресла неудобные, лаунджи малодоступны, негде расслабиться.

В Центральном мюнхенском аэропорту открыты спальные кабины Napcabs. Каждая оборудована кроватью и небольшим столиком с индивидуальным освещением и бесплатным Wi-Fi. Платить нужно на месте, резервировать заранее нельзя. Один час в кабине стоит 15 евро днём и 10 ночью, минимальная цена заказа — 30 евро, зато целую ночь в кабине можно провести за 60 евро.

Нью-Йоркский аэропорт La Guardia недавно оборудовал зоны ожидания стойками с iPad. Выходить в интернет можно бесплатно: всё, что нужно для этого сделать, — ввести номер своего рейса. Кроме того, пассажиры могут заказывать через iPad газеты и еду, которую им принесут прямо к креслу.

Зоны ожидания в аэропорту Ла Гвардия.. Изображение № 15.Зоны ожидания в аэропорту Ла Гвардия.

В южнокорейском аэропорту Incheon работает 24-часовой бесплатный лаундж с компьютерами и беспроводным выходом в интернет, принтерами и кофе за отдельную плату. Кроме того, в аэропорту есть сауна Spa On Air: там делают тайский массаж, есть комнаты отдыха и снэк-бар. 

 

Слишком тихие объявления
о начале регистрации

Как у нас: объявления тихие и их много — сложно отличить, что из этого важно, а что нет.

В афинском аэропорту Athens International объявлений нет вообще — вся информация высвечивается на табло. Зато пассажиров ничто не отвлекает, и они знают, что рассчитывать должны на собственную сознательность. Кроме того, это удобно ночью, когда хочется спать.

8 проблем российских аэропортов и их решения в других странах. Изображение № 21.

 

Кражи из чемоданов

Как у нас: в багаже регулярно не достаёт ценных вещей.

Непальский аэропорт Tribhuvan придумал простой способ борьбы с кражами: с 2009 года там отменили все карманы на брюках сотрудников.

 

Дорогие точки питания
внутри аэропортов

Как у нас: наценки на еду и товары в аэропортах Москвы составляют 20−57 %.

В Гонконгском международном аэропорту работает бистро Hung’s Delicacies, которое три года подряд получало звёзды Мишлен. Оно продаёт еду по тем же ценам, что и в городе: 5−7 евро за лапшу и блюда из риса, до 10 евро — за горячие закуски, 27 евро — за целого цыплёнка. 

8 проблем российских аэропортов и их решения в других странах. Изображение № 22.

Текст: Ольга Стеблева