Креативные пространства и коворкинги, антикафе и сквоты для художников, необычные бары и независимые книжные магазины в последние годы стали появляться довольно часто, но ощущение высокой активности создаётся в основном благодаря сарафанному радио и многочисленным статьям в интернете. Первая проблема, с которой сталкивается любой проект, — это неподъёмная для  стартапа стоимость аренды помещения. The Village узнал, как с этим справляются в Латвии, Швеции, Венгрии и других странах.

 

Социальная солидарность

Американская инициатива Popuphood оживляет кварталы в Окленде, штат Калифорния, помогая владельцам собственности, бизнесменам, муниципальным властям и девелоперами сотрудничать друг с другом. Консультанты заключают договоры с девелоперами и выбирают проекты, которые могли бы существовать в одном пространстве, формировать для него подходящий имидж и привлекать людей. Избранные могут въехать в помещение и работать там от полугода до года совершенно бесплатно как живая реклама. Через год проект, который уже успел более-менее встать на ноги, может продлить аренду, но уже за деньги. А даже если стоимость аренды покажется какой-нибудь маленькой галерее или веганскому фастфуду слишком высокой, их дальнейшая жизнь станет всё-таки несколько проще благодаря полученному опыту, известности и постоянным клиентам.

Иностранный опыт: Как арендовать помещение для бизнеса за границей. Изображение № 2.

Похожий проект — платформа временного использования A-dding.de, созданная дизайнером и архитектором Анке Роммель. Анке придумала заключать краткосрочные (на один-два месяца) договоры с арендодателями, в распоряжении которых есть долго пустующие коммерческие площади. Убеждая владельцев в непривлекательности домов-призраков, Анке предлагает им сдать помещение под временные проекты, которые будут оплачивать только коммунальные услуги, что в перспективе позволит привлечь настоящих арендаторов. Датский проект Givrum.nu занимается примерно тем же, считая своей основной целью «демократизацию городского планирования». Кристиан Фумц и Йеспер Кофод-Мельсон, придумавшие свою систему жизнеобеспечения для временных проектов, сначала играют роль юридических и административных консультантов, а потом выпускают своих подопечных в жизнь, где те уже сами могут находить пустые индустриальные или складские помещения и действовать по готовой схеме.

 

Нетривиальная идея

Несколько деловых жительниц Барселоны решили, что им необходимо общее пространство для реализации своих феминистских бизнес-идей. Поскольку сами дамы не готовы были арендовать полторы тысячи квадратных метров, они попросили владельца бывшего завода в индустриальной зоне отдать помещение в заботливые женские руки. Мужчина не устоял, и в результате появился коворкинг «только для женщин» — Valkiria Hub Space. Кроме обычной возможности найти здесь помещение для работы или проведения конференции, в «Валькирии» работает центр трудовой реинтеграции женщин, детская зона, библиотека, ресторан с экоедой и 15 специалистов, которые консультируют женщин по части бизнеса, личностного роста и, разумеется, красоты и здоровья.

Иностранный опыт: Как арендовать помещение для бизнеса за границей. Изображение № 9.

 

Божья помощь

В столице Швеции пустующего места, прямо скажем, немного, а о высоких скандинавских ценах на всё — в том числе на аренду — слагают легенды. Жительницу Стокгольма Петру Джонсон неисповедимые пути господни привели к нестандартному решению: она открыла коворкинг прямо в церкви, назвала его The Entrepreneurs Church и работает с самыми разными клиентами и мероприятиями — от  конференции TEDx до свадеб и семинаров по смеху. Надо сказать, что, в отличие от России, где духовность на пугающем подъёме, в европейских странах в последние годы церкви только и успевают закрываться — приходы уменьшаются, а содержание такого рода архитектурных конструкций стоит дорого. Поэтому город с удовольствием и на весьма гуманных условиях готов сдавать культовые сооружения в аренду небогобоязненным предпринимателям. К примеру, в Амстердаме в здании бывшей церкви работает один из самых знаменитых ночных клубов Paradiso, а в церкви Аудекёрк, несмотря на её восьмивековую историю, можно арендовать зал для светского мероприятия. Всё-таки в условиях современной европейской экономики три с половиной тысячи квадратных метров должны приносить не только спасение заблудшим душам, но и доход.

Иностранный опыт: Как арендовать помещение для бизнеса за границей. Изображение № 14.

 

Коротко, но ярко

В некоторых европейский странах местная творческая богема успевает быстро и рискованно захватить целый квартал, формально непригодный для использования. Например, в Риге несколько лет назад функционировал знаменитый район Андрейсала, где располагались бывшие портовые ремонтные мастерские. Заброшенные помещения сдавать в аренду никто даже не думал, поэтому их можно было использовать фактически даром, оплачивая только коммунальные услуги. На протяжении двух лет эта территория существовала как нон-стоп-фестиваль искусств, но популярность сыграла с ним злую шутку: когда в гости к художникам пришёл гламурный клуб со своими безбашенными вечеринками, произошёл несчастный случай и «вольный город» разогнали всевозможные инспекции.

Иностранный опыт: Как арендовать помещение для бизнеса за границей. Изображение № 20.

Похожая история до сих пор происходит в Будапеште, где мощное панк-движение и бурная ночная жизнь постоянно завоёвывают всё новые и новые пространства. К примеру, здесь существует целая сеть так называемых руинных пабов. Это заведения, которые располагаются преимущественно в заброшенных домах старого еврейского квартала, идеального по планировке для того, чтобы проводить в этом лабиринте ночи напролёт. Обитатели руин не платят аренду, поэтому в подобные места, как правило, свободный вход, там дешёвый алкоголь и толпы посетителей. Самым известным руинным заведением считается Instant — трёхэтажный сквот, в котором, кроме жилых комнат, располагаются шесть баров, три танцпола и выставочное пространство. Конечно, аварийное состояние зданий, где веселится венгерская молодёжь, превращает их посещение в рискованное приключение. 

 

Пора взрослеть

После того как художников мировой столицы сквотов, Берлина, попросили освободить одну из альтернативных достопримечательностей, «Тахелес», сквоттеры очнулись от безмятежного сна на облаках марихуаны и решили отныне подходить к вопросу аренды с бюргерской серьёзностью. Разумеется, сквотирование из города никуда не ушло, так же как и коллективная аренда целых зданий, но появился новый тренд — создание товариществ. Суть идеи очень проста: поскольку стоимость аренды в городе за последние годы заметно выросла, стало появляться всё больше радикально настроенных граждан с позицией «чем платить аренду, мы лучше купим этот дом». В итоге товарищество из нескольких будущих домовладельцев собирает нужную сумму, поровну деля её между собой, покупает дом, а дальше совместно следит за его состоянием, оплачивает коммунальные услуги и так далее. Открытие в таких домах кафе или магазинов не только не возбраняется, но и положительно сказывается на качестве жизни и финансовом благополучии жильцов.

Иностранный опыт: Как арендовать помещение для бизнеса за границей. Изображение № 26.

 

Автор текста: Елена Макеенко

Фотографии: KYRKAN/Facebook, Popuphood.com, Shutterstock, Ignat.gorazd/Flickr, siggi mus/Flickr, Stefan Leijon/Flickr, Instant.co.hu