Маркетологи и исследователи поведения интернет-пользователей стали активно оперировать термином JOMO (joy of missing out) — удовольствие от сознательного игнорирования событий, не касающиеся лично тебя. Желание уберечь себя от ненужной информации — потребность человека эпохи «постоянно онлайн». Это стало настолько массовым, что в 2013 году термин digital detox был занесен в Оксфордский словарь. По прогнозам главы Human Genome Project Франсиса Коллинса, массовое анти-технологическое движение продлится вплоть до 2030 года. The Village узнал, как в США, Японии, Финляндии и других странах отказываются от интернета, чтобы вернуться в реальную жизнь.

 

Мудрость 2.0

Первыми обеспокоенность информационным перенасыщением ощутили, естественно, работники и главы крупных IT-корпораций. Так, в компании Google ещё с 2007 года введён курс «Поиск в себе» — Search Inside Yourself — обязательный для всех сотрудников в объёме 20 % рабочего времени. Кроме того, в компании практикуются «молчаливые» ланчи: никаких разговоров во время приёма пищи, строятся лабиринт и комнаты для медитаций. Восточные способы освобождения от информационного шлака популярны не только в Google. Руководители крупных IT-компаний Силиконовой долины встречаются с буддийскими учителями и тоже внедряют эти методы. Facebook и Twitter уже сделали созерцательные практики обязательной частью рабочей недели. Способами противостояния цифровому рабству и идеями медиаскетизма сотрудники электронных корпораций традиционно обмениваются на ежегодной конференции Wisdom 2.0 («Мудрость 2.0»), которая проходит каждую зиму в Калифорнии. Среди её хедлайнеров — топ-менеджеры LinkedIn, Twitter, Cisco, Ford, а также духовные учителя и философы. Изначально «Мудрость 2.0» — это книга Сорена Гордхэмера, в которой он описал слабость нашего века перед новыми технологиями. Позже ему пришла идея собрать вместе людей, которые смогут поделиться своими способами не впадать в зависимость от социальных сетей. Впервые конференция состоялась в 2010 году и собрала около 200 человек. К 2013-му «посещаемость» увеличилась на 500 % — до 1 700 участников. Ближайшая конференция Wisdom 2.0 пройдёт с 27 февраля по 1 марта 2015 года в Marriott Marquis, San Francisco.