Aрендовать, меняться, делиться — таков девиз совместной экономики, которая за последние два-­три года взорвала повседневную жизнь западного общества. Сервисы, которые объединяют водителей и попутчиков, каучсерфинг, обмен квартирами, совместные покупки, краудфандинг, дружеские службы такси и курьерской доставки. The Village выбрал пять успешных и необычных стартапов, которые меняют повседневные привычки горожан.

 

Стихийный рынок

5 новых проектов совместного потребления в Париже, Сан-Франциско, Нью-Йорке и Торонто. Изображение № 1.

В 2011 году в пригороде Тулузы открылся первый временный рынок продуктов от локальных производителей. Горожане приходили сюда за конкретным списком провианта, предварительно заказанным и оплаченным на специальном сайте. Вскоре такие рынки — «ульи» (ruches) появились в Париже, Бордо, Нанте и других городах Франции. Идея проста: местные производители размещают предложение о продаже собственной продукции на сайте La ruche qui dit oui. Покупатели ­«пчелы» (des abeilles) делают заказ и забирают его в обозначенное время неподалеку от дома. Владельцы «ульев» получают процент за аренду помещения, продавцы —­ выручку от продажи, покупатели — свежайшие продукты (за которыми даже не нужно выезжать из родного квартала). Авторы проекта Гийем Шерон и Марк ­Давид Шукрун на Франции не остановились: в этом году они придумали новое название Food Assembly и теперь запускают стартап в Англии, Германии и Испании.

 

Коворкинг с абонементом

5 новых проектов совместного потребления в Париже, Сан-Франциско, Нью-Йорке и Торонто. Изображение № 2.

Copass — это абонемент, который дает возможность фрилансерам работать в любом коворкинге из огромной сети совместных рабочих пространств по всей Европе. Сегодня в Париже, завтра в Лиссабоне —­ каждый день в новом окружении и с новым комьюнити. Выбрать подходящее место можно на сайте Copass. Это целая социальная сеть с рейтингами, комментариями и фотографиями коворкингов, а также профилями владельцев и коворкеров. Тут же можно познакомиться и договориться о проживании по принципу каучсерфинга или Airbnb. Полный абонемент стоит 360 евро в месяц. Можно также воспользоваться абонементом, который считает чекины за один рабочий день. Пополняешь его на нужную сумму и тратишь, когда захочешь. Затеял проект один из трёх братьев — основателей парижского коворкинга Mutinerie, Эрик ван ден Брук. Запуск состоялся в этом году.

 

Знания по бартеру

5 новых проектов совместного потребления в Париже, Сан-Франциско, Нью-Йорке и Торонто. Изображение № 3.

Trade School — это обучающие всему на свете курсы, знания по бартеру. Гуру делятся своими умениями абсолютно бесплатно. Точнее, в обмен на другие знания, которые им предлагают коллеги-преподаватели. Уроки игры на губной гармошке, оригами, создание сайтов, теория конституционного права ­— наставником и учеником может стать каждый. Обычно курсы проводятся в коворкингах или школах — они предоставляют проекту свои площади бесплатно. Записаться на урок можно на сайте Trade School в Нью­-Йорке, Лондоне, Сингапуре, Милане и ещё 50 городах мира.

 

Домашние помощники

5 новых проектов совместного потребления в Париже, Сан-Франциско, Нью-Йорке и Торонто. Изображение № 4.

TaskRabbit спешит на помощь с уборкой, переездом, сборкой икеевской мебели и прочими мелкими хлопотами по дому. Это такая социальная сеть, где каждый ­ кролик rabbit предлагает свои услуги и тут же указывает ожидаемое вознаграждение. В среднем выходит 15–25 долларов в час и 40–60 долларов за одну выполненную миссию. Кролики выполняют задания на совесть, потому что их карма напрямую зависит от он­лайн-отзывов клиентов. Также никто не запрещает клиенту выдвинуться на пост кролика самому. Интересно, что проект TaskRabbit зародился в 2008 году, когда его основательнице Лиа Буск некогда было купить корм своей собаке и она решила найти помощника на аутсорс. Сейчас сервис кроликов работает в 18 городах США и в Лондоне.

 

Яблоки для друга

5 новых проектов совместного потребления в Париже, Сан-Франциско, Нью-Йорке и Торонто. Изображение № 5.

Когда владельцы фруктовых деревьев в канадском Торонто не справляются со сбором урожая или попросту его слишком много для одной семьи, на выручку приходят волонтёры проекта Next to the tree. Собранный урожай делится на три части: треть отправляется к законному владельцу, треть распределяется между волонтерами, а оставшиеся яблоки на велосипедах доставляют в местные «банки еды», приюты и организации социальной помощи. С момента старта проекта волонтёры насобирали фруктов на 70 тысяч фунтов. Яблоки, груши, персики, виноград, вишня ­— чего только в Канаде не растёт. Девиз компании простой: «Вырасти. Cобери. Поделись. Съешь. Повтори».

 

Факты и ссылки 

 Среди известных евангЕлистов совместной экономики: Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс, авторы книги «What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption», Лиза Гански, автор книги «The Mesh: Why the Future of Business is Sharing».

 Онлайн-издания о совместной экономике: Shareable.net, Ouishare Magazine, Collaborative Consumption.

 Фанатов и деятелей совместной экономики в Европе и Латинской Америке объединяет комьюнити OuiShare. Ещё в 2012 году это была небольшая группа парижских единомышленников во главе с Антонэном Леонардом, а сегодня идеи коллаборативных стартапов продвигают 50 коннекторов в 17 странах. Евангелисты OuiShare участвуют в исследованиях, проводят регулярные встречи с участниками комьюнити, заражают коллаборативными идеями государство и крупные корпорации. Кульминация всех активностей ежегодно происходит в мае, когда около 2 тысяч участников съезжаются на крупнейший в мире фестиваль совместной экономики OuiShare Fest.

 Часто удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть этим продуктом. 

ФОТОГРАФИИ: 1 — Anadore Experts En Cultures de l’Imaginaire, 2 — Anadore Experts En Cultures de l’Imaginaire, 3 — Our Goods, 4 — Marcin Wichary, 5 — wongaboo.
фотография обложки: Shutterstock.com

Текст: Мария Кособокова