Сингапур — нетипичный азиатский город. В нём нет уличного сумбура и трущоб, коррупция чиновников стремится к нулю, а ни один горожанин не позволит себе кинуть на землю бумажку или жевать жвачку в метро — это карается огромными штрафами. При этом среда довольно дружелюбна: много открытых прогулочных пространств, удобная навигация, понятная транспортная сеть и второе место в мире по качеству и разнообразию ночной жизни. The Village посмотрел, как городским властям удалось добиться результатов, которым может позавидовать любой российский мегаполис.

 

 

 Долгосрочные программы

Ежегодно в города переселяется в среднем 60 миллионов человек, а это значит, что каждую неделю около миллиона человек обретают новый дом. Быстрее всего урбанизация накрывает Азию: например, Индия в ближайшие 25 лет по качеству городской среды планирует обогнать США. За то время, пока европеец ходит в детский сад и школу, на обратной стороне земного шара практически на пустом месте вырастает мегаполис. При разных исходных данных, опыт проектирования азиатских городов полезен и для Европы: Москва и Петербург раздуваются, но их расширение выглядит хаотичным и приводит к массе проблем — транспортных, социальных, инфраструктурных (вспомните эксперимент с фекалиями из Девяткина, за который не хотел отвечать ни петербургский Водоканал, ни областные чиновники). «Вы планируете город как очень эффективную машину. С другой стороны, вам нужна богатая живая среда. Задача долгосрочного планирования — совместить эти направления», — эту мысль часто повторяет архитектор Луи Тай Кер, создавший Генеральный план Сингапура. Документ, принятый в 1991 году, сделан на сто лет вперёд, хотя в городском планировании обычно фигурируют сроки в 20–30 лет. Луи Тай Кер считает свой подход наиболее эффективным для быстрорастущих городов: нововведения нужно внедрять с прицелом на то, что через 20 лет город будет совсем другим, а решения всё ещё должны быть актуальными.

В 60-х население Сингапура составляло 1,9 миллиона человек, две трети жили в трущобах чайна-тауна. Уже в 1985-м от этих нищих районов ничего не осталось: город взялся за скоростное жилое строительство. При этом планирование оставалось очень тонким. Сейчас в городе 30 гольф-полей — неожиданно много для пятимиллионника. И это не оплошность планировщиков: Луи Тай Кер убеждён, что они необходимы для развития деловых контактов. Это места, которые понятны и знакомы бизнесменам всего мира, на них заводятся знакомства и заключаются сделки.

Как Сингапур стал самым комфортным городом мира. Изображение № 1.

В 2010-х город стал экономической звездой Азии с современными бизнес-центрами, отличным качеством социального жилья, развитым метро и дорожной сетью, самым награждаемым в мире аэропортом — Чанги, хай-тек-парком и одним из крупнейших в мире круизных терминалов. Сингапуру удалось избежать одной из главных проблем быстрорастущих городов — загрязнения. Программа охраны природы (солнечная и ветряная энергия, менеджмент водных ресурсов, план озеленения) была принята одновременно с мастер-планом, поэтому в центре до сих пор можно наткнуться на пятачок тропических джунглей, а в Singapore River водится пригодная в пищу рыба. Отсутствие производств тоже на пользу экологической обстановке. Из-за дефицита площади дешевле импортировать продукты, чем выращивать и изготавливать их.

 

 

 «Клетки города»

Сингапур делится на так называемые urban cells — это как кусочки пазла, в каждом из которых есть полный набор социально значимых объектов. Получается, что город разделён на пять самодостаточных регионов (по миллиону жителей в каждом), объединённых сетью из пяти радиальных и двух кольцевых линий метро. Коммерческая и деловая активность происходит в каждом из них — на пересечении веток. Поэтому бизнес, который из-за низких налогов и лояльного законодательства развивается очень быстро, не перегружает центр, а рассредоточивается по всему городу. В каждом из региональных центров есть подцентры — если вы не можете найти работу там, вы ищете её в региональном центре и только потом в главном. Такое же распределение нагрузки, по мнению Луи Тай Кера, могло бы спасти от коллапса Москву. Во время своего выступления на урбанистическом форуме в «ЗИЛ» он утверждал, что правильная Москва — это три города, а не один: каждый со своим университетом, большим стадионом, деловыми центрами.

Как Сингапур стал самым комфортным городом мира. Изображение № 5.

 

 

 Новые жители

При достаточно низкой рождаемости население в Сингапуре прирастает постоянно, и город расширяется. Но быстрый рост вширь не является оправданием для создания некачественной среды. Удобные для жизни районы — это дорого, но именно они в итоге привлекают в Сингапур инвесторов, которые готовы не только вкладывать сюда свои деньги, но и перевозить семьи.

Сейчас больше 90 % горожан имеют собственное жильё, в то время как в Европе эта цифра колеблется вокруг 50 %. Нет бездомных, сквоттеров, гетто или этнических резерваций. Для основной массы жителей — малазийцев, китайцев, индусов — город не является родным, поэтому их идентичность строится на причастности к стабильному безопасному обществу и комфортной среде обитания. Благодаря хорошему плану в Сингапуре нет хаоса азиатского города. 

 

 

 Сохранение природы и истории

Туризм — одна из самых важных сфер инвестиций в последние годы. Сингапурский аэропорт Чанги — шестой в мире по международному трафику, но больше половины пассажиров используют его лишь как пересадочный узел — например, во время перелётов на Бали. Чтобы развлечь путешественников с длинными стыковками, а заодно прорекламировать им Сингапур, администрация устраивает бесплатные автобусные экскурсии в город, для которых не нужна виза. В расчёте на новых туристов в Чанги строят четвёртый и пятый терминал, а пока активно привлекают сюда местных жителей. Это целый город со множеством бесплатных развлечений — садами живых бабочек и орхидей, горками и кинотеатром, куда приезжают на выходные целыми семьями.

Желая привлечь туристов, в Сингапуре приняли программу сохранения исторического центра — нужно было привести в порядок больше семи тысяч домов в чайна-тауне. Однако старые здания считались ненужной нагрузкой для владельцев земли, а населяла их в основном молодёжь и небогатые люди. При этом власти контролировали уровень арендной платы по всему городу, а значит, у владельцев не хватало прибыли, чтобы содержать ветхие исторические здания в надлежащем виде. Со временем правительство пошло на уступки: контроль над арендной платой в центре сняли, но с тем условием, что в доме будет проведён капитальный ремонт за счёт владельца. Если владелец не мог себе этого позволить, ему приходилось продать здание.  

Как Сингапур стал самым комфортным городом мира. Изображение № 9.

 

 

 Транспортное регулирование 

С наступлением экономического бума 10 лет назад в городе появились транспортные проблемы: много новых жителей, личный транспорт, который никак не регулировался, недостаточно развитая инфраструктура. Тогда эксперты посчитали, что к сегодняшнему моменту эти проблемы приносили бы городу убытки в два-три миллиарда долларов в год, и правительство начало вкладываться в реформы. Теперь, чтобы использовать личный автомобиль, нужно приобрести сертификат на 10 лет (70 тысяч долларов), оплатить страховку (одна-две тысячи долларов в год), а за каждый въезд в центр отдать ещё шесть долларов (имеется в виду сингапурская валюта, которая стоит примерно на 20 % дешевле американской). При этом на единицу жилья может приходиться не больше одной машины.

В 2009 году правительство ввело в оборот карточки e-Symphony, по которым можно расплатиться на платной дороге, в автобусе, такси, метро и даже супермаркете. В день по таким «проездным» совершается до 20 миллионов операций, а чиновники получают огромный массив данных обо всех способах передвижения по городу. Эту информацию исследуют и анализируют, используя потом в самых разных целях — от введения нового автобусного маршрута до строительства крупных транспортных артерий.

В 2010 году государство выделило два миллиона долларов на исследования о влиянии электрокаров на тропический климат. С того же года в городе проводят тесты компании Nissan и Renault. К концу этого десятилетия концерны хотят добиться мирового лидерства Сингапура по использованию экологически чистых автомобилей. 

 

Фотографии: Nicolas Lannuzel, Shutterstock