В начале августа российский премьер Дмитрий Медведев поручил министерствам проработать меры господдержки электромобильной индустрии в стране. Тем самым Россия пытается догнать процесс, давно начатый в других европейских странах, и в частности в Норвегии, где власти к 2025 году рассчитывают полностью отказаться от дизельных и бензиновых авто. The Village узнал, как скандинавы проводят масштабную транспортную реформу.

В июне в Норвегии был установлен рекорд продаж электромобилей (electric vehicle, или EV) и гибридных авто: 42 % купленных в этом месяце авто имели разъем для подключения к сети и электромотор. Из 150 тысяч проданных в 2016 году автомобилей треть были с электродвигателем. А к 2025 году Норвегия рассчитывает полностью перейти на электрокары и запретить продажу авто, которые работают на дизеле и бензине. Переход на такой транспорт — общий тренд в развитых странах, и агентство Bloomberg обещает, что в 2040 году 54 % продаваемых автомобилей по всему миру будет с электрической тягой.

Текст

Денис Бондарев

Зачем норвежцам электрокары

Уже восьмой год подряд Норвегия занимает первое место в списке наиболее благополучных стран мира по индексу человеческого развития (Россия в нем на 49-м месте). Один из ключевых факторов, влияющих на итоговый рейтинг, — состояние окружающей среды в стране, и норвежцы относятся к нему весьма серьезно. К примеру, 98 % электричества в стране производят из возобновляемых источников энергии. Не меньшее значение уделяется и «зеленому» автотранспорту. Доля авто, полностью работающих от электричества и гибридных с возможностью подключения к сети, здесь равна 5 % от общего числа легкового транспорта — это на сегодня мировой рекорд.

Гибридным называется автомобиль, в котором используется несколько источников энергии: например, как электромотор, так и традиционный двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Принцип его работы заключается в попеременном использовании источников энергии: во время работы ДВС заряжается аккумулятор — получив достаточный заряд, снова запускается электромотор. Это позволяет снизить количество вредных выбросов в атмосферу и решить проблему утилизации использованных аккумуляторов большой емкости с высоким содержанием тяжелых металлов. Отдельный вид таких авто — гибриды с возможностью подключения к электросети — PHEV (plug-in hybrid electric vehicle). Они приравниваются по льготам к EV в Норвегии. Такие авто сохраняют все плюсы электромобиля, при этом лишаются его основного недостатка — необходимости делать длительные остановки для зарядки в поездках на большие расстояния.

Быть владельцем авто с электрической тягой в Норвегии выгодно. По подсчетам компании Grønn Bil, за счет использования одного электромобиля житель Осло экономит 3 336 евро в год. Эта сумма складывается из многих составляющих и является результатом планомерной работы правительства.

Первые инициативы по популяризации «зеленого» автотранспорта в Норвегии стартовали еще 25 лет назад. Первым делом в 1990 году в стране отменили налоги на покупку и пошлины на ввоз электромобилей (которые могут составлять до 100 % стоимости авто), затем снизили ежегодные дорожные налоги (сейчас это около 350 долларов в год за одно авто), отменили взносы за проезд по платным автодорогам и регистрационные налоги и сделали бесплатной парковку. Сегодня список привилегий для владельцев авто с нулевым и низким выбросом в атмосферу стал еще шире: бесплатная электрозарядка (притом что литр 95-го бензина в Норвегии стоит примерно 1,7 евро), отсутствие налога при лизинге авто — 25 %, законное движение по выделенным полосам для общественного транспорта, бесплатный проезд на паромах, работающих на норвежских фьордах. Преимущества распространяются как на электромобили, так и на гибриды PHEV. При этом дизельным автомобилям нельзя въезжать в центр Осло с 06:00 до 22:00.


за счет использования одного электромобиля житель Осло экономит 3 336 евро в год

Электробум

Значительный рост спроса на электрокары в Норвегии начался в последние пять-семь лет: если в 2010 году таких авто было всего пара тысяч, то сегодня их количество перевалило за 150 тысяч. Для сравнения: в полуторамиллиардном Китае, лидере по общему количеству EV и PHEV, их число только недавно превысило миллион, а всего к концу 2016 года на дорогах мира было около 2 миллионов электромобилей. Во многом такой скачок спроса произошел благодаря тому, что за последние несколько лет значительно расширилось предложение: в 2010 году на норвежском рынке электромобилей было всего четыре-пять моделей, а сегодня — более 30 во всех категориях. И автопроизводители продолжают повышать ставки на развитие подобного транспорта. Например, Volvo объявил о том, что с 2019 года планирует выпускать только автомобили с электрическим двигателем. Наверняка добавит популярности электрокарам и недавний выход новой Tesla Model 3, позиционируемой как первый массовый электромобиль с ценой в 35 тысяч долларов. Благодаря росту спроса и снижению стоимости компонентов такой транспорт дешевеет. Например, аккумуляторы для электромобилей с 2010 года подешевели на 65 %. Bloomberg прогнозирует, что общая стоимость электромобиля — покупка и последующая эксплуатация — станет ниже традиционного авто уже к 2022 году.

Росту популярности электрокаров в Норвегии способствует и огромная сеть бесплатных зарядных станций, разбросанных по всей стране, — порядка 10 тысяч пунктов. И хотя быстрая зарядка EV занимает в среднем 30–45 минут вместо привычных пяти на заправку бензином, она бесплатна, и это ее главное преимущество.

Еще в Норвегии самая плотная в мире сеть мощных зарядных станций Supercharger от Tesla, мощность заряда на которых 120–150 киловатт вместо 10–20 киловатт на обычных муниципальных. В Норвегии на каждый миллион жителей приходится 7,3 работающей сегодня станции, тогда как в США, например, этот показатель равен 2,1, а в соседней Дании — 1,9. Кроме того, у 96 % владельцев EV есть персональные зарядные станции дома.

Уже сегодня в продаже есть дистанционная зарядка для авто — она позволяет передавать энергию на расстояние до двух метров практически без потерь. Поэтому не стоит опасаться, что тротуары заполнятся клубками проводов от множества зарядных станций. А пару месяцев назад ученые из Стэнфордского университета сообщили, что научились передавать электрозаряд и движущимся объектам. Если добавить к этому еще и солнечные батареи на крыше автомобилей Tesla, то, кажется, проблема зарядки электромобилей скоро вообще перестанет существовать: EV будут заряжаться сами при движении по городу.

Электрокары в России

В России популярность электромобилей значительно ниже. Всего по стране, согласно официальным данным, сейчас ездят менее тысячи электрокаров. При этом зарядных станций меньше 200 штук. В правительстве тему развития городского электротранспорта периодически поднимают, но принимаемые меры выглядят, скорее, как показательные — например, в 2016 году были отменены ввозные пошлины, правда, только для юридических лиц. Сравнить такие инициативы с тем же Китаем сложно: там на покупку электрокара государство выделяет гражданам субсидию в размере до 8 тысяч долларов.

В начале августа председатель правительства Дмитрий Медведев поручил министерствам в ближайшие две недели проработать меры господдержки электрического транспорта в стране. По информации «РБК», 16 августа Минэкономразвития предложило выделять субсидии производителям электротранспорта (в первую очередь, КамАЗ и ГАЗ) — по 900 миллионов рублей ежегодно до 2025 года. А в Норвегии общий объем государственных субсидий в поддержку электромобилей оценивается в 5 миллиардов долларов. О предложениях развития городской инфраструктуры, связанной с электротранспортом, и, главное, повышении мотивации покупать «зеленые» авто пока ничего не сообщалось.


СЕРГЕЙ Сысоев

руководитель отдела независимой экологической экспертизы EcoStandard Group

Использование электро- и гибридных автомобилей вместо традиционного транспорта заметно снижает концентрацию в воздухе продуктов сгорания топлива — оксидов азота, углерода, серы, бензапирена и других летучих органических соединений. C учетом количества авто в Москве влияние этих веществ на качество воздуха составляет 70–80 % от общего объема загрязнителей. Показатель остается таким высоким, даже несмотря на ограничение движения грузового автотранспорта, установку нейтрализаторов (загрязнения воздуха. — Прим. ред.), перевод муниципального автопарка на нормативы «Евро-5» и прочее. Самое значительное загрязнение воздуха из-за таких выбросов, само собой, рядом с крупными автомагистралями, в местах интенсивного движения и там, где часто образуются пробки. В Лефортовском тоннеле, например, даже просто стоять во время пробки опасно для здоровья.

Электро- или гибридные автомобили тоже могут загрязнять окружающую среду — например, тяжелыми металлами при производстве аккумуляторов и электромоторов. Но, во-первых, такие производства располагаются вне густонаселенных районов. А во-вторых, для устранения подобного отрицательного влияния достаточно соблюдать лимиты на образование отходов и их утилизацию. Также при производстве электроэнергии для «зеленого» автотранспорта путем сжигания топлива (угля, мазута, газа) образуются загрязняющие вещества и водяной пар — основной парниковый газ. Но в Европе в целом и в Норвегии в частности основной вектор развития направления — альтернативная энергетика, и влияние таких электростанций на качество воздуха минимальное. В России альтернативная энергетика, к сожалению, пока только начинает развиваться, и основной упор делается на традиционные источники энергии, поэтому и положительный эффект для окружающей среды от использования электро- и гибридных авто у нас будет значительно ниже. Действительно эффективно для защиты окружающей среды использование «зеленого» транспорта только вместе с развитием альтернативной энергетики.



Фотографии: обложка — scharfsinn86stock.adobe.com, 1 — slavun — Stock.adobe.com. 2 — scharfsinn86 — stock.adobe.com