Каждый месяц в прессе появляется по меньшей мере одно сообщение об обстрелах троллейбусов, автобусов, трамваев или маршрутных такси. В некоторых машинах даже стали вешать странные стикеры со слоганом «Не стреляй, это не игра, это жизнь, которую ты можешь оборвать». Чтобы узнать, кто и зачем стреляет по общественному транспорту, The Village обратился к нескольким городским перевозчикам и в Комитет по транспорту Санкт-Петербурга. 

 

 Кто и зачем стреляет по общественному транспорту? 

 

 

Есть вопрос: «Кто стреляет по автобусам и маршруткам?». Изображение № 1.
Денис Данилов

пресс-служба ОАО «Третий парк»

По нашим машинам в общей сложности за год стреляют не более 25 раз. Как правило, пик активности хулиганов приходится на осень и весну. И в этот период часто жертвами становятся загородные маршруты. А вообще нам не удалось проследить связи в этих событиях. Стреляют в разных районах города, на разных точках и в разное время. Если бы это были конкуренты-нелегалы, случаи происходили бы в одном районе, а такой статистики у нас нет. Думаем, это хулиганы, которым кажется это весёлым, и сейчас мы сомневаемся, что случаи связаны между собой.

Стреляют из пневматических винтовок. Металлическими пульками. Наверное, хулиганы переключаются на окна, когда надоедает стрелять по воробьям. Это напоминает «лазерное хулиганство», когда указками или более мощными лазерами злоумышленники слепят пилотов, идущих на посадку или готовящихся к взлёту.

Обычно стреляют по окнам, и водитель поначалу ничего не замечая едет дальше. Когда по стеклу идёт трещина, тогда уже останавливается, но, само собой, найти виновного не представляется возможным. Никого на моей памяти ещё не ловили. Что делает водитель в таком случае? Вызывает ДПС. Составляют протокол. Благо и машина, и пассажиры застрахованы.

 

Есть вопрос: «Кто стреляет по автобусам и маршруткам?». Изображение № 2.

Татьяна Клепикова

пресс-секретарь
СПб ГУП «Пассажиравтотранс»

По социальным автобусам нашего предприятия стреляют с каждым годом всё чаще. В прошлом году было гораздо больше случаев, чем в 2011-м. Но едва ли между ними есть связь. Выстрелы — это далеко не всё, что может произойти с автобусом. В окна бросают бутылки и камни. Иногда бьют битами. В салоне случаются потасовки. Не стоит забывать обо всём этом. Среди главных причин мы видим немотивированную агрессию общества в целом. 

Стрельба на этом фоне — нечто из ряда вон выходящее. Потому мы сами решили привлечь внимание к этой проблеме. С лета 2012 года во всех наших автобусах можно увидеть стикеры «Это не игра, это жизнь, которую ты можешь оборвать. Не стреляй!» За год мы перевозим порядка 300 миллионов пассажиров, и логично предположить, что те, кто хулиганит таким образом, могут сами пользоваться нашими услугами, потому было принято решение разместить этот призыв.

 

Есть вопрос: «Кто стреляет по автобусам и маршруткам?». Изображение № 3.

Дмитрий Игнатьев

пресс-секретарь Комитета по транспорту Санкт-Петербурга

Мы не занимаемся разбором этих случаев, лишь собираем статистику. За год происходит порядка 40 подобных происшествий с транспортными средствами государственных перевозчиков «Пассажиравтотранс» и «Горэлектротранс». Иногда выстрелы производятся из проезжающей мимо машины, иногда — из окон домов рядом с дорогой. В делах обычно фигурирует пневматические или травматическое оружие, но иногда встречаются и непознанные экземпляры. Мы не склонны связывать случаи с действиями конкурентов, как многие могут считать. Тем более что иногда стреляют по ночным автобусам, у которых в принципе конкурентов быть не может. Нас беспокоит, что ни один случай до сих пор не был раскрыт и виновный не был найден.