Километры линий метро, провода, водопровод, парковки — под любым мегаполисом можно обнаружить ещё целый город. Ещё в Древнем Египте, за две тысячи лет до нашей эры, люди строили подземные могильные холмы и тоннели для водоснабжения. The Village выяснил у проектировщиков подземных сооружений, почему города не обваливаются, теряя пласты грунта.

Дмитрий Разводовский

заместитель директора по научной работе НИИОСП имени Н. М. Герсеванова АО НИЦ «Строительство»

Все ходы в земле укреплены. Подземные коммуникации (особенно в центре города) проходят через коллекторы. Это обычные ремонтопригодные инженерные сооружения. Бывают отдельные провалы у старых коммуникаций, но обычно их можно легко устранить. Если соблюдать нормы, ничего не провалится.

В сложных случаях, когда под землёй находится много коммуникаций, дома строят на сваях. Их вбивают в землю, не задевая коммуникаций, так, чтобы здания не оказывали на них давления. 

Прокладку новых подземных ходов согласуют в отделе подземных сооружений Мосгоргеотреста. Обычно этот процесс достаточно сложный и длительный. При этом в плане прокладки подземных коммуникаций Россия находится на мировом уровне. 

   

Представитель Мосгоргеотреста 

Почему не обваливается город? Не знаем. Мы же просто согласуем прокладку подземных коммуникаций. Смотрим на карту: если там, где предполагается прокладка, уже что-то есть, просим передвинуть на пару метров. Но проектированием занимается в основном Мосинжпроект, а не мы. Вы лучше туда обратитесь. 

   

Эдуард Рубинчик 

главный конструктор компании
«Бустрен РМ»*  

При строительстве тоннелей и шахт происходит замещение вынутого грунта специальными конструкциями (которые изготовляются из материалов со сроком эксплуатации более ста лет). Таким образом не нарушается общий массив грунта, который служит опорой строениям на поверхности. Это позволяет строить тоннели на глубине от трёх метров и больше. А вот как строить подземные конструкции, знают только высокопрофессиональные инженеры. 

   

* «Бустрен РМ» — испанская компания, вместе с АО «Мосинжпроект» проектирующая Кожуховскую и Вторую кольцевую линии (ТПК)

Иллюстрация: Катя Баклушина