На 2015 год в Москве запланировано открытие четырёх новых станций метро: «Котельники» на Таганско-Краснопресненской, «Румянцево» и «Саларьево» на Сокольнической и «Технопарк» на Замоскворецкой линиях. По плану всего до 2020 года в Москве должно завершиться строительство ещё 56 станций. Как и во многих других европейских странах, в России метро строят преимущественно под землёй. Более того: Серпуховско-Тимирязевская линия длиной более 41 километра является одним из самых длинных подземных железнодорожных туннелей в Европе. Но куда девается весь грунт, который вынимают при строительстве подземных путей? The Village выяснил у экспертов, кто, как и куда убирает эту землю.

   

Андрей Сиятелев

начальник управления департамента строительства города Москвы

Всё просто: как правило, грунт, который появляется во время строительства объектов метрополитена, вывозится либо за черту города, либо на строительные объекты с дефицитом грунта в Москве. Всё зависит от его качества и состава почвенных образований. Полигонами могут быть также земельные участки Москвы и Московской области с дефицитом грунта, на которых проводятся работы по планировке земельных участков, либо их рекультивация — экологическое восстановление. На такие объекты вывозится более-менее «чистый» грунт. Замусоренные грунты направляются на те объекты утилизации, переработки и размещения, где имеются все необходимые документы на переработку и любую деятельность по обращению с такими отходами.

   

Дмитрий

представитель компании «ДС-Строй»

Мы работали на Калининско-Солнцевской линии на строительстве станции «Минская» и занимались вывозом грунта на станции «Мичуринский проспект». Сейчас работы приостановлены. Нашу компанию также нанимали вывозить грунт с места реконструкции станции «Ботанический сад», а вообще, мы много чем занимались.

Обычно происходит так: при строительстве станций заказчик заключает с нами договор субподряда на вывоз грунта и указывает нам строго определённый полигон, на который наши самосвалы должны его вывезти. То есть заказчик предоставляет точку «А», место строительства объектов, и точку «Б», а наши логисты выстраивают оптимальный маршрут с учётом пробок для группы автомобилей из восьми-десяти самосвалов. Машины приезжают к котловану или месту строительства объекта, экскаватор загружает грунт в кузов, и водитель отправляется на строительный полигон. Что там с землёй происходит дальше, мы не знаем, мы делаем свою работу, а кто-то дальше — свою.

   

Куда девают землю, вырытую при строительстве метро?. Изображение № 1.

Антон Хлынов

эколог, Московское городское общество защиты природы

Строительство новых станций метро ведётся в разных городских зонах, и от него зависят многие изменения окружающей среды. Если строительство ведётся в пределах уже застроенной территории, то точно так же, как и при любом строительстве, повреждается почвенный покров под зелёными насаждениями — но это касается в первую очередь наземных сооружений: вентиляционных шахт, входов-выходов из метро и прочего. Принципиального решения этой проблемы нет. В Щукинском лесопарке, к примеру, при строительстве происходило довольно серьёзное вмешательство в экологический баланс зелёного массива. С подземными метрообъектами всё немного сложнее: здесь в принципе о какой-то почве сложно говорить — метро уходит чаще всего так глубоко, что происходит выемка горной породы с отводом подземных вод и проверочными геодезическими работами, при которых функция эколога вторична.