В Екатеринбурге продолжается заметная экспансия магазинов экономкласса: «Пятерочки» занимают площади супермаркетов «Звездный», алкомаркетов «Магнум» и магазинов, работавших десятилетиями, — вроде «Дома обуви» или салона для новобрачных на Луначарского. По данным X5 Retail Group, в среднем сеть открывает в России шесть магазинов шаговой доступности в день, а в Екатеринбурге планирует довести число супермаркетов до 200. The Village спросил экономистов и маркетологов о том, что говорит о состоянии экономики и общества агрессивная экспансия недорогих супермаркетов.


Курица вместо говядины

Роман Харланов

экономист

Спрос в продуктовых магазинах высокого класса существенно упал. Доходы россиян не растут, в результате люди начинают экономить на предметах первой необходимости — продуктах питания. Это говорит о том, что экономика в России сейчас нездоровая.

Сети супермаркетов принимают решение об открытии новых точек, если в своем сегменте — в данном случае эконом — растет спрос. Люди не только переходят на экономмагазины, но и меняют класс питания: покупают курицу и свинину вместо говядины, а вместо мяса — овощи и фрукты. Либо они переходят на более дешевые аналоги, оставив примерно тот же набор продуктов. Это общероссийская тенденция, которая наблюдается с начала 2017 года.

Спрос на желтые ценники

Павел Слепков

директор по маркетингу City Life

Исследования среди покупателей говорят о том, что люди привыкли жить в кризисе и постоянно экономить. На этот тренд реагируют и ретейлеры, развивая формат «мягких» дискаунтеров у дома. Главная их особенность — большое количество промо-предложений со скидкой. Например, в дискаунтере «Магнит» 15,9 % товаров продается со скидкой, в «Монетке» это число составляет 14,7 %, а в «Окее» и «Перекрестке» доходит до 34 %. Это приведет к обесцениванию потребительских характеристик товара и к еще более интенсивному росту магазинов низких цен.

Вытеснение местных

марина ожегова 

руководитель общественной организации «В защиту семьи, родителей и детей»

Рост числа дешевых магазинов говорит о снижении доходов, которые остаются у граждан после обязательных платежей. Кроме того, экспансия дискаунтеров вызвана вытеснением конкурентов — несетевых магазинов рядом с домом. Тираж и массовость сетевых магазинов перевешивают возможности малого бизнеса.

Осознанная экономия

Елена Иванова

директор по маркетингу

Демократизация зависит от того, насколько потребители готовы тратить деньги. В Европе и Америке 90 % населения использует возможность платить меньше. Именно этот послекризисный тренд наблюдается в России ― в условиях ограниченных возможностей мы начинаем более разумно тратить свои деньги. Вы лучше самостоятельно выжмете сок из апельсинов, которые купили в «Пятерочке», и заплатите за это меньше, чем купите дорогую бутылку свежевыжатого сока в элитной сети. Люди стали гораздо разумнее относиться к собственным деньгам.

Новые взгляды на жизнь

Дмитрий Шиманов

исследовательская компания Mar Consult

Уровень дохода напрямую не определяет стоимость потребительской корзины. Немцы, к примеру, традиционно экономят на питании и покупают продукты в дискаунтере независимо от уровня дохода. Исследования показывают, что образ жизни россиян изменился. Многие отказались от напускной демонстративности и стали тратить деньги более осмысленно. Особенно это касается людей от 37 лет. Последние кризисы заставили их серьезно пересмотреть свое потребительское поведение, если не взгляды на жизнь в целом.