Количество мобильных телефонов превысило население Земли еще в 2015 году, при этом число звонков с 2011-й по 2015-й сократилось на 50 %. Многие предпочитают разговору по телефону СМС-сообщения, соцсети и мессенджеры — звонить без предупреждения стало попросту неприлично. У этого явления есть даже название — телефонофобия (или телефобия). Впервые она была описана в 1990 году — задолго до массового распространения интернета и СМС. The Village пообщался с психотерапевтом и специалистом по риторике, чтобы выяснить, из-за чего люди становятся телефонофобами и как справиться со страхом набрать номер.

Человеку надо увидеть причину своих страхов, а не списывать их на погоду, природу и карму


Дмитрий Ковпак

психотерапевт, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психологии и педагогики СЗГМУ имени И. И. Мечникова

Жалоба на боязнь звонить по телефону — это часть типичного набора страхов человека с социофобией. Возникновение такой фобии связано в первую очередь с так называемой оценочной установкой. У человека есть некое отношение к предметам, ситуациям, людям, процессам — и оно сформировано в прошлом. Оно держится на определенном опыте, в том числе травматическом, полученном, как правило, в детстве. Если человек реагирует на необходимость позвонить или публично выступить — значит, он уже переживал неприятности в прошлом и избегает их повторения.

Избегание общения по телефону идет из страха быть оцененным. Он характеризует людей с высокими требованиями к себе: «Я должен быть идеальным, чтобы люди вокруг не могли меня ни в чем упрекнуть, не могли надо мной издеваться и приняли бы меня в свою компанию». За такими фобиями стоит страх неприятия или агрессии. И каждый раз, когда у человека при разговоре пересыхает в горле и язык прилипает к небу, работает на подкрепление такого страха.

Во-первых, человеку нужно научиться замечать свои мысли. Нам кажется, что мы их замечаем, но на самом деле человек может одновременно думать только о девяти вещах (и это максимум), а подавляющая часть нашего потока мышления идет в фоновом режиме. Что-то откликается или крутится в голове в виде воспоминаний или фантазий. А иногда — в виде руминаций (навязчивый тип мышления, при котором одни и те же темы или мысли постоянно возникают в голове человека, вытесняя все остальное. — Прим. ред.), когда мы спускаемся вглубь памяти, вытаскиваем оттуда неприятности (например, как в прошлый раз не получилось нормально пообщаться) и проецируем их в будущее. Человеку надо увидеть причину своих страхов, а не списывать свои неприятности на погоду, природу или карму — и выносить это на внешний носитель — написать на бумаге, например.

Во-вторых, необходимо погружаться в ситуации, которые ты избегаешь. Если ты хочешь научиться плавать, придется прыгать в воду. Так и с телефонными разговорами. Можно начать разговаривать по телефону с близкими людьми. Потом уже с незнакомцами и с людьми, оценка которых для вас важна. Через серию суровых испытаний человек убедится в том, что если он допустит ошибку, то его не закидают камнями. Если ты начнешь осознавать, что разговор — это лишь колебания барабанной перепонки, а все остальное — вопрос твоих личных интерпретаций, то начнешь воспринимать разговор как просто инструмент, а не источник страданий.

Редко какая деятельность может доставлять человеку столько удовольствия, сколько доставляет общение. Страх разговаривать, в том числе и по телефону, — это просто ошибки мышления, которые лечатся психотерапией.

На другом конце телефона человек с такими же проблемами, как и у вас — он так же обижается и боится

Дарья Воронова

основатель стартапа Update 360, тренер по публичным выступлениям

Что такое телефонный разговор? Это считывание информации только через один канал — аудио. Что при этом нужно учитывать: тембр, ваш настрой и то, как подается ваш голос. Я, как аудиал, могу вам сказать, что через голос можно считать все — начиная от внутреннего возраста человека и заканчивая банальными вещами: из какого он региона и какой у него уровень образования. Поэтому постарайтесь настроиться позитивно: говорите уверенно и обязательно в хорошем настроении.

 Разомнитесь

Если страх физиологический — обратите внимание, где этот страх сидит. Люди жалуются на то, что в районе сердца колет, либо у них ладони потеют, либо им просто хочется встать и уйти подальше от телефона. Это нормальный процесс, когда при страхе в кровь выбрасываются гормоны и адреналин. Это происходит всегда. Нужно размяться, скинуть лишний адреналин: попрыгать, может быть, даже похлопать в ладоши, чтобы запустить кровообращение.

Направьте внутреннее внимание на себя. Закройте глаза, дышите ровно и спокойно — как только вы начинаете спокойно дышать и расслабляете тело, вы начинаете успокаиваться.

 Проговорите основные моменты вслух или запишите их

Всегда работает история с проговором вслух — это на порядок лучше, чем если бы вы просто продумали разговор. Также можно написать тезисы — потому что ваша моторика помогает мозгу четче формулировать мысли.

 Определите цель разговора

Перед тем как снять трубку и заговорить, определитесь с финальной задачей, которую вы хотите решить этим звонком. Можете на бумажке написать. Это очень важно. Даже если это приглашение на свидание. По формулировке цель должна быть максимально простой. Если вы держите во время всего разговора эту цель в голове, то вы, отталкиваясь от нее, начинаете формулировать только важное. Помимо цели, вы должны доносить определенный смысл до человека, аргументируя его — зачем то, о чем вы говорите, нужно человеку и почему это хорошо.

 Найдите тихое место и не отвлекайтесь

Самое негативное впечатление, которое может произвести человек, — позвонить из какого-нибудь шумного места, где его дергают, отвлекают и что-то все время на фоне происходит. Если вы хотите получить от разговора результат, вас должно быть хорошо слышно.

Не пытайтесь во время разговора делать еще одно дело. Потому что как только вы отвлекаетесь, человек сразу же автоматически считывает, что вам неинтересно.

 Не пытайтесь зашутить собеседника

Бывают такие весельчаки, которые пытаются шутить просто ради того, чтобы создать хорошее настроение, но при этом с юмором у них не очень классно. Вот зашутить не надо, а пошутить можно.

 Соблюдайте темп разговора

Мы сейчас с вами разговариваем, и я специально делаю паузы — для понимания. Если вы просто пытаетесь затараторить какую-то информацию, как продавец, причем не очень опытный, то собеседник думает, что вы хотите его просто заболтать. Эмоция важна, но если вы хотите получить от разговора результат, то нужно говорить четко и структурно.

 Расслабьтесь, ваш собеседник — такой же человек, как и вы

Представьте, на другом конце телефона не какой-то грозный человек, а человек с такими же проблемами, у него так же болит живот, например, или он устал и хочет спать. Да, может быть, у него другая должность или другой доход, но это ровно такой же человек. Он так же обижается или боится, с ним происходят те же самые ситуации, что и с вами.