С 1 июня в пределах Бульварного кольца начнёт действовать платная парковка. Предполагается, что эта мера будет стимулировать людей ездить в центр Москвы на общественном транспорте. The Village поговорил с жителями 5 крупных городов мира, где парковка на улице давно платная, о том, что они думают об этом и не хотят ли, чтобы на улицах можно было парковаться бесплатно.

 

Хельсинки

Зонирование:

Центр города разделён на три зоны: чем ближе к центру, тем выше цены за парковку и штрафы. В остальных районах парковка условно бесплатная, но ограничена по времени: обычно стоять можно лишь два часа.

Стоимость
и условия:

От 1 до 4 евро в час. Оплатить парковку можно только на один час за раз в первой зоне, на два часа во второй и без ограничения по времени в третьей.

Резиденты:

Резиденты покупают парковочный пропуск за 10 евро в месяц и ставят машину в своём квартале без ограничений.

Как у них: Жители 5 столиц о платных парковках. Изображение № 1.

  

Как у них: Жители 5 столиц о платных парковках. Изображение № 5.

МАРИЯ СИПИЛА

куратор культурных проектов

У нас парковка в центре Хельсинки всегда была платной, поэтому для меня это естественно: приезжаешь в город — будешь платить. Наверное, есть какие-то способы схитрить, но мне легче заплатить, тем более что штрафуют тут дико и исправно. Этим занимается не полиция, а отдельная коммерческая компания, которая получает выгоду в зависимости от того, скольких водителей оштрафует.

Хотя, честно говоря, иногда поздним вечером я плачу только за десять минут стоянки, потому что знаю, что никто не будет проверять и выписывать штраф. На самом деле, не только в Москве есть хитрые люди, в Хельсинки люди тоже пытаются как-то уйти от оплаты, но достаточно позвонить в специальную службу — и этот хитрый станет немного беднее. И люди звонят, особенно если кто-то припарковался посреди пешеходного перехода или тротуара.

Жители центра платят около 180 евро в год и паркуются где угодно. Сейчас эту цену хотят поднять до 800 евро, что, конечно, вызывает недовольство у местных. Мне тоже кажется, что сумма значительная. Но, с другой стороны, каждый может выбирать место, где жить. Да, те, кто живёт в центре, должны быть готовы платить: в конце концов, центр города принадлежит всем горожанам, а не только тем, у кого там квартиры.

Лично я считаю, что парковка в центре города, где большой трафик, где много пешеходов, должна быть платной: это ограничивает количество машин, люди больше пользуются общественным транспортом, что хорошо для окружающей среды. К тому же ты всегда можешь найти свободное место на парковке, потому что люди не оставляют свои машины на недели и годы. Туда приезжают те, кому надо сделать быстро какие-то дела.

Единственно, парковки рядом с больницами я бы сделала бесплатными, пусть и с ограничениями по времени, например первые два часа бесплатно.

  

 

Тель-Авив

Зонирование: 

Парковка платная во всём городе. Существуют парковки только для резидентов и для нерезидентов.

Стоимость
и условия: 

Цена за парковку приравнивается к стоимости бутылки кока-колы, сейчас она составляет 6,10 шекеля в час (54,9 рубля). Водители старше 70 лет и люди с ограниченными возможностями паркуются бесплатно по всему городу. С 09:00 до 17:00 нерезиденты могут парковаться на любом паркинге, в остальное время парковка нерезидентам разрешена только в специальных местах.

Резиденты:

Весь город поделён на зоны, резиденты которых паркуются бесплатно. Если паркуешься не в своей зоне — платишь 50% от стоимости парковки.

Как у них: Жители 5 столиц о платных парковках. Изображение № 6.

  

Как у них: Жители 5 столиц о платных парковках. Изображение № 10.

Павел Лейбович

экономист

Основная проблема в Тель-Авиве не в том, чтобы заплатить, а в том, чтобы найти свободное место: с этим в городе довольно сложно, и плата за парковку проблемы не решает. При этом сами парковки могут находиться далеко от места, которое тебе нужно. Но вообще, штраф за неправильную парковку примерно в 15 раз больше, чем плата за один час, и я не вижу смысла искать какие-либо способы не платить. При этом для перемещения по городу машина вообще не нужна. Все пользуются автобусом.

  

 

Париж

Зонирование:

Весь город поделён на зоны, бесплатной парковки нет.

Стоимость
и условия:

Цена варьируется от 3 евро в центре до 1 ближе к окраинам. Оплатить парковку можно только специальной картой Paris Carte, которую можно купить в табачных ларьках. Парковки бесплатны по воскресеньям и с 19:00 до 09:00.

Резиденты:

Парковка для резидентов рядом с их домом стоит около 4 евро в месяц. Кроме того, для всех парижан предусмотрены скидки на оплату парковки. Если ты выезжаешь максимум пять раз в месяц, то твоя скидка составляет 40 %, если 15 раз и больше — скидка на тариф не больше 20 %.

Как у них: Жители 5 столиц о платных парковках. Изображение № 11.

  

Николя Жильбер

звукорежиссёр

Вообще, парковка в Париже — это ад. Город небольшой, а машин очень много. Мест катастрофически не хватает, а новые создать невозможно из-за плотности застройки. По-хорошему, нужно было бы улучшить качество общественного транспорта, снизить цены на такси, чтобы люди меньше ездили на машине. А также снизить цены в частных подземных автостоянках. Они безумных денег стоят и почти всё время полупустые в результате.

Я бы не хотел, чтобы парковка в Париже стала бесплатной. Благодаря платной нет того, что по-французски называется «машины-присоски». Это когда люди оставляют надолго машину на одном месте и не пользуются ей. Ещё если сделать парковку бесплатной, то все те, кто сегодня не покупает машину, потому что придётся платить каждый месяц за парковку, кинутся покупать.

А недостатки в Париже, конечно же, в штрафах и в самой системе. Например, заплатить можно максимум за два часа за раз. Соответственно, если ты в течение двух часов не уедешь, то надо бежать докладывать денег в автомат, а это не всегда возможно. Например, ты на встрече, а она затягивается. И в таком случае тебе почти наверняка влепят штраф.

Ещё парковка должна быть дешевле. Причём стоит сделать меньше не только цену, но и штрафы. Они гигантские, от 17 евро, и это только за просроченный талон, если стоишь дольше оплаченного времени! К тому же среди полицейских попадаются козлы, которые два раза в день по одной и той же улице проходят и могут тебе за день два штрафа выписать. Им же нужно план выполнять.

Способов как-то обмануть систему практически нет. Полицейские патрулируют без известного графика и маршрута, выписывают штрафы направо и налево. Тебе может просто повезти, если ты не оплатишь или простоишь дольше и уедешь до того, как они пройдут, но рассчитывать на это нельзя. Надо оставить билетик из парковочного автомата под стеклом, с датой и временем оплаты.

  

 

Нью-Йорк

Зонирование:

В Нью-Йорке есть и бесплатные, и платные парковки на улицах, но смотреть на знаки надо внимательно. В одних случаях парковка запрещена по понедельникам и средам с 10:00 до 12:00, в других — по средам, четвергам и пятницам с 08:00 до 10:00.

Стоимость
и условия:

Цена 1 доллар в час. Парковку можно оплатить, как правило, только на два часа. При этом найти свободное место на улице довольно трудно, поэтому большинство пользуются подземными паркингами, которых много по всему городу. Но их стоимость варьируется от 25 до 40 долларов за два часа.

Как у них: Жители 5 столиц о платных парковках. Изображение № 14.

  

Как у них: Жители 5 столиц о платных парковках. Изображение № 20.

Евгений Маер

медицинский
работник

Да, люди меньше пользуются личным транспортом, и это хорошо. Но вся система в Нью-Йорке выстроена ужасно. Бесплатных и платных городских парковок очень мало, никто даже не надеется приехать на Манхэттен и припарковаться просто на улице. Цены в частных паркингах просто возмутительные.

Я не отказываюсь от машины потому, что живу в Бруклине в частном доме, в котором есть место для машины, то есть 

мне не надо платить. Да и ситуация с парковками там тоже полегче. Но ездить в центр на машине считаю безумием. На метро я доеду гораздо быстрее, не буду стоять в пробках. Вообще, я не знаю ни одного человека на Манхэттене, у кого есть собственная машина. Такси, автобусы, метро — это более дешёвый способ передвигаться по городу без лишней головной боли. А если тебе надо поехать куда-то за город, ты можешь легко и дёшево арендовать автомобиль.

  

 

Берлин

Зонирование:

Парковка платная в центре города.

Стоимость
и услуги:

Цена варьируется в пределах 5 евро за час: чем дальше от центра, тем дешевле. Свои бесплатные паркинги есть у большинства торговых центров.

Резиденты:

Могут купить право парковаться рядом с домом за 20 евро на два года.

Как у них: Жители 5 столиц о платных парковках. Изображение № 21.

  

Как у них: Жители 5 столиц о платных парковках. Изображение № 25.

Клаудия Войт

танцовщица

Парковка должна быть платной. В конце концов, есть более интересные способы использования территории, чем занимать её машинами: можно делать парки, площади, общественные пространства, где люди могут встречаться и всё такое. Все эти идеи мне близки. Но местные жители, конечно, должны иметь возможность парковаться рядом с домом, так же как и клиенты магазинов, посетители кинотеатров и так далее. Я бы предусмотрела возможность припарковаться бесплатно на один или два часа.

Для себя я решила, что в центр Берлина езжу на машине только в исключительных случаях, поэтому трачу в месяц на парковку совсем немного — около четырех евро, не больше.

  

 

Фотографии: izrablog.com, dewald, mrchristianhugovkTom GodberEsko Kurvinen, Susanne Nubergh, Thomas Kholer, Marko Kalmann, Christian Haugen, Nicolas Lope de Barrios