В 7 утра 15 мая 1935 года от станции «Сокольники» по направлению к станции «Парк культуры» отправился первый поезд московского метро. Спустя 80 лет метрополитен Москвы — один из самых больших, красивых и быстрых в мире.
В день юбилея мы уже собрали ваши любимые материалы The Village про дежурных по эскалатору, новые станции и самих пассажирах московского метро. Теперь пришла очередь вспомнить о других системах метро по всему миру — необычных и инновационных.

 

 Будапешт

В Будапеште — один из старейших метрополитенов мира: первую линию здесь открыли в 1896 году, и некоторые станции сохраняют оформление конца XIX века. В 2002 году местное метро включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Впрочем, это не значит, что в городе архаичная транспортная система. В прошлом году в Будапеште заработала современная и очень эффектная ветка метро, связывающая между собой берега Дуная. По линии из десяти станций ходят полностью автоматизированные поезда, в которых, однако, на всякий случай пока ездят машинисты. А через весь состав можно пройти не выходя из вагона. Cтанции новой линии оборудовали всем необходимым для людей с ограниченными возможностями.

 

 Стокгольм

В столице Швеции 90 из 100 станций украшены скульптурами, мозаиками и видеоинсталляциями. Станции метро, построенные в 1950–1960-е годы, зачастую имеют минималистичное оформление, а голубая линия, запущенная в середине 1970-х, и вовсе вырублена в скальной породе. Одна из особенностей стокгольмского метро — отсутствие зеркал заднего вида у поездов. На каждой станции машинист выходит, чтобы лично проконтролировать движение пассажиров.

 

 Дубай

Дубайское метро — одно из самых современных в мире: строительство первой очереди завершилось в 2009 году. Линии проходят в основном на эстакадах. Поезда автоматические, а на станциях и в вагонах работают кондиционеры.
В составах разные вагоны: есть обычные смешанные, а есть предназначенные исключительно для женщин и детей. Если купить «золотой» билет, можно следить за движением поезда с того места, где обычно сидит машинист. Объявления читает мужской голос на арабском и английском языках. Иностранный голос дубайского метро — британский актёр Джон Стриклэнд.

  

 Эр-Рияд

В столице Саудовской Аравии запуск метро намечен лишь на 2019 год, зато оно будет грандиозным: на строительство потратят более 22 миллиардов долларов. Поезда хотят сделать автоматическими, а одну из станций, которую проектирует Заха Хадид, оформят мрамором и золотыми пластинами. Футуристическое здание метровокзала, в котором также разместятся торговый центр и парковка, будет иметь формы, навеянные пустынными дюнами. На линии также обещают применить новую систему пропуска пассажиров, которая должна помочь избежать давки в часы пик, но принцип её действия пока не уточняется.

 

 Бильбао

Наряду с деконструктивистским зданием музея Гуггенхайма, метро Бильбао — одна из визитных карточек города. Транспортная система, открытая в 1995 году, была оформлена по проекту классика хай-тека Нормана Фостера. Британский архитектор хотел сделать станции просторными и комфортными, поэтому дизайн метро Бильбао предельно лаконичен: сталь, стекло и бетон. Входы в метро — стеклянные, в форме раковин.

 

 Неаполь

Неапольское метро появилось всего два десятилетия назад, а его новые станции оформлены известными дизайнерами в рамках проекта «Арт-станции». На одном из метровокзалов бело-голубая мозаика над эскалаторами создаёт иллюзию облака, снегопада или погружения под воду, а другую украшают поп-артовые панно и колонны в форме человеческих профилей. 

 

 Гонконг

Гонконг обгоняет другие мегаполисы мира не только по количеству небоскрёбов, но и по доле населения, которые ежедневно пользуются общественным транспортом: более 90 % горожан используют для перемещения по городу метро и автобусы. Только за 2012 год гонконгским метро воспользовались почти полтора миллиарда пассажиров. Всё прагматично: станции имеют аскетичный дизайн, а поезда отделены от перронов прозрачными перегородками. Впрочем, даже в таком метрополитене есть свой аттракцион: до Диснейленда ездит поезд с окнами и поручнями в форме головы Микки-Мауса, украшенный бронзовыми статуэтками диснеевских персонажей.

 

Особое упоминание: Пхеньян

Северокорейское метро — брат-близнец первых линий Московского метрополитена, а также одна из самых глубоких транспортных систем в мире. Глубина залегания станций доходит до 110 метров под землёй. Строительством подземки занимались военные, и, как и в СССР, метрополитен также является и бомбоубежищем. Длинные проходы от эскалаторов к платформам изогнуты, чтобы нивелировать действие ударной волны. Некоторые исследователи Северной Кореи считают, что линии метро проходят рядом с военными бункерами и стратегическими объектами, соединяя их в единую систему.

В каждом вагоне пхеньянского метро висят портреты Ким Ир Сена и Ким Чен Ира: портреты вождей закрывают таблички с информацией о заводах-изготовителях. Многие станции оформлены с использованием мрамора, барельефов и мозаик в духе соцреализма, а типичные сюжеты панно рассказывают о революции, народном строительстве и личностях вождей.
У станций — революционные названия, никак не привязанные к месту остановки: «Слава», «Товарищ», «Красная звезда». На платформах стоят стенды с официальной прессой.

 

   

Фотографии: Обложка, 1 – Tamás Bujnovszky via Archdaily.com, 2 – Shutterstock.com, 3 – badahos / Shutterstock.com, 4 – ZHA via Archdaily.com, 5 – Foster + Partners, 6 – Greta Gabaglio / Shutterstock.com, 7 – TungCheung / Shutterstock.com, 8 – Attila JANDI / Shutterstock.com