Антикризисный план

В ноябре 2014 года покупка мотоцикла совпала с резким падением рубля. Мне тогда понадобились мотоджинсы, но рублёвые цены на некоторые качественные модели подскочили до сорока тысяч, и я решил, что мог бы самостоятельно организовать пошив джинсов высокого качества, потому что раньше занимался организацией различных направлений семейного бизнеса, потому что кризис среднего возраста, потому что... почему бы и нет?

Я тогда был уже достаточно искушён в качественном дениме, знал про сухие джинсы, селвидж, фейдинг, знал, какие производители выпускают лучший деним, поэтому я сразу начал договариваться о поставках с фабрикой Kaihara в Японии и с Candiani в Италии — в частности, для уверенности в поставках. С Kaihara договориться было сложнее — им важно, кто ты такой, какие у тебя намерения и в смысле объёмов, и в смысле характера марки, они интересуются аудиторией продукта, будто беспокоятся о том, чтобы их деним не попал в плохие руки. С итальянцами, конечно, проще: утром я сел на самолёт, потратил три часа на фабрике Candiani, выбрал нужные ткани и тем же днём улетел в Москву.

К тому времени в тумбочке ещё оставались деньги от продажи квартиры, нам нужно было успеть к началу мотосезона, поэтому процесс закрутился с невероятной скоростью, и уже к концу марта мы отшили финальные образцы нескольких моделей джинсов и отвезли их на варку, где выяснилось, что выбранный мной кевларовый трикотаж, используемый в подкладке мотоджинсов, не держит форму и после варки приобретает, мягко говоря, не совсем товарный вид. 

Джинсы из Перова

Я очутился перед тремя километрами великолепного итальянского и японского денима, килограммами фурнитуры, обросший связями, знаниями и современными швейными машинками — без идеи. Разумеется, было решено шить обычные джинсы. Мы полностью переработали все лекала, отложив идею с мотоджинсами на следующий мотосезон, и в мае запустили производство.

Сегодня мы отшиваем не более десяти пар в день, каждую пару швея знает «в лицо». Особенность пошива джинсов заключается в том, что практически для каждой операции — будь то средний шов, закрепка или классический цепной стежок — требуется отдельная машинка. Это серьёзные затраты и серьёзная организация процесса: чтобы не сажать за все машинки по швее — каждую со своей зарплатой и соцпакетом, — а обойтись тремя сотрудниками. 

Мне очень повезло найти отличного технолога — бывшего кооперативщика, занимавшегося пошивом и варкой джинсов с 1989 года. У него было своё небольшое производство в Перове, которое мы дополнили и модернизировали. Трикотаж у нас ведёт профессиональный конструктор с опытом работы на крупных предприятиях — строгий отдел технического контроля, проверяет после отшива каждую футболку. 

Идея крафтовых джинсов родилась уже по ходу работы. Ведь на самом деле крафт — это не просто модное слово, а довольно ёмкое определение ремесленного дела, когда ты выпускаешь свой товар небольшими партиями на локальном производстве, постоянно находясь в тесном контакте с потребителем и контролируя качество буквально каждой единицы продукции.

Крафт в штанах. Изображение № 1.

Старт продаж

Мы ведём учёт каждой купленной и каждой некупленной вещи — пытаемся понять, почему не купили, что не устроило, какие были пожелания. В любой момент времени я могу остановить производство модели, за день-два откорректировать лекала и снова запустить процесс. То, что производство находится под боком, позволяет нам в некоторых случаях оперативно подогнать пару под покупателя — буквально на следующий день. 

Мы открыли свой шоу-рум на прошлой неделе. Первая реакция людей на то, что мы шьём джинсы в Москве, — от недоверия до восторга. Большинство привыкло к масс-маркету и не представляет, что качественным может быть продукт, выпущенный не на бездушном потоковом производстве. Я рассчитываю, что многим в Москве важно, из чего сшита их пара, как она будет стареть, сможет ли вовсе постареть, не развалится ли через полгода, поэтому серьёзную долю стоимости наших джинсов занимает ткань и нитки (пара джинсов стоит от 6 200 до 7 тысяч рублей). Но в любом случае эта доля не настолько велика, чтобы даже при двукратном повышении стоимости евро — как это случилось в ноябре 2014 года — двукратно повысить стоимость моего продукта. Размеры производства позволяют переехать быстро и недорого, я съеду из Перова, заберусь поглуше, туда, где подешевле, — но всё равно на расстоянии вытянутой руки, и уж точно я не буду экономить на качестве.