Международная акция в поддержку развития городского общественного и велосипедного транспорта — «День без автомобиля» — проводилась в Москве в этом году в третий раз. С 2008 года интерес к мероприятию со стороны прессы, активистов и простых граждан несколько вырос, но все же большинство автомобилистов его просто проигнорировали — пробки на дорогах по данным аналитического центра «Яндекс.Пробки» уже с утра не опускались ниже 6 баллов. The Village поговорил с участниками акции в Москве и сравнил, что было сделано в этот день в других городах мира.



Фото: Татьяна Пирог

«День без машин» в Москве проводится одновременно со Всемирным днем без автомобиля — 22 сентября. В рамках этой инициативы активисты экодвижений и просто заинтересованные жители города одновременно устраивают не зависящие друг от друга акции. 

В этом году для того чтобы узнать, насколько идея минимизации использования личного транспорта актуальна для москвичей, Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru опросил 1 800 респондентов за два дня до акции. По итогам исследования выяснилось, что 28 % автомобилистов готовы на этот день отказаться от использования личного транспорта и пересесть на общественный — это на 6 % больше, чем в прошлом и позапрошлом годах. Одиннадцать процентов ответили, что еще думают над тем, как поступить, а 26 % респондентов ответили, что не сделали бы этого ни при каких обстоятельствах. Однако в наступивший через два дня «День без машин» пробок на московских дорогах было не меньше, чем в любую другую среду месяца. 

Цены на общественный транспорт были снижены в два раза. В «День без автомобиля» были в два раза снижены цены на разовые проездные билеты на наземный общественный транспорт.

Велопробеги. Три велопробега прошли 22 сентября в Москве по маршрутам: Парк Культуры — Чистые пруды — главный велопробег WWF, вокруг Химкинского леса и по паркам Москвы.

Ольга Пегова, руководитель службы информации WWF: 

«Самими акциями и особенно главным вечерним велопробегом от Парка Культуры до Чистых прудов мы довольны: думали, что из-за непогоды никто не придет, но было около ста отчаянных участников. Это меньше, чем в прошлом году, тогда приехало больше четырехсот человек. В парках тоже все мероприятия прошли хорошо, но и там, конечно, количество заявленных участников сильно превышало количество присутствующих. Нам, чтобы дотянуть до цивилизованного уровня отношения к проблеме экологии автотранспорта, нужны еще годы, нормальное отношение со стороны общественности, московского правительства и прессы. Задача тут стоит в том, чтобы привлечь к проблеме внимание. Мы не предлагаем всем отказаться от машин, это варварство, мы лишь хотим, чтобы их использование было более осознанным. И, нужно сказать, какую-то лепту мы в это вносим — в этом году нас приезжали снимать многие телеканалы, тогда как в 2008 году они же над нами смеялись и относились к инициативе довольно скептически».


Чиновники ездили на метро и велосипедах. Как и в прошлом году, некоторые московские чиновники изъявили желание поддержать инициативу и проехаться до работы на метро или автобусе. Правда, как выяснилось, некоторым из них нужно пройти всего 600 метров, чтобы очутиться на рабочем месте.

Велосвадьба. Велоактивисты Ира и Игорь взялись организовать в «День без автомобиля» велосвадьбу. Они вместе с гостями на велосипедах посетили Болотную площадь и Новодевичий монастырь и закончили прогулку пикником на Ходынском поле.




Ира Сардарова, невеста: 

«Началась поездка около одиннадцати утра с велопрогулки в ЗАГЗ, потом мы ездили по запланированному маршруту примерно до обеда — вымокли все просто до нитки. Дальше заехали к друзьям в Эколофт, попили у них чай, провели кукольный спектакль. Оттуда, когда согрелись, поехали на Ходынское поле и были там в пять. Так что все прошло по плану. 

Своей свадьбой мы хотели показать альтернативу: необязательно тратить кучу денег на платье, заказывать лимузин и дальше по списку. Мы хотели продемонстрировать, что велосипед — отличное средство передвижения. Для нас, например, он давно стал частью жизни. И совместить свадьбу с „Днем без машин“ было удачным решением. К нам приехало много журналистов — из газет, с телеканалов и радио. Я думаю, нам в какой-то степени удалось обратить на событие внимание: маленькие шаги тоже имеют значение. Хотя машин на улицах в этот день было столько же, сколько обычно: погода была плохая, на это я списываю такие пробки» .


 

Уже в 2001 году к движению «Международный день без машин» официально присоединились больше тысячи городов в тридцати пяти странах мира. Крупные города Европы в этот день сокращают использование автомобилей, на сколько могут, в этом заинтересованы и граждане, и власти. С 16 по 22 сентября в разных странах Европы — от Франции до Сербии — прошла целая неделя отказа от автомобилей — European Mobility Week.

РИГА, ЛАТВИЯ

Акция по уменьшению высоких бордюров. Люди в течение недели отмечали, где в городе находятся высокие бордюры, чтобы уменьшить их для удобства передвижения людей с ограниченными возможностями, матерей с детскими колясками и велосипедистов. Вся информация передавалась в Рижский департамент дорожного движения. 

Открытие специальной транспортной полосы для движения велосипедистов и пешеходов. На этой неделе по новой транспортной полосе, которая находится на стадии строительства, можно было проехать и бросить в специальный ящик свои замечания по ее улучшению. Информация была передана строителям. Там же состоялся семинар экспертов по результатам предварительного изучения нового велосипедного маршрута.

Открытие нового пункта зарядки для легковых электрических транспортных средств. 22 сентября открылся новый пункт, в котором абсолютно бесплатно можно зарядить свой электромобиль.

Снижение стоимости аренды велосипедов. На European Mobility Week компания Baltic Bike снизила стоимость аренды своих велосипедов до 0,70 лат, что не превышает стоимости разового билета на проезд общественным транспортом в городе. 

22 сентября одну из центральных улиц Риги — Elizabetes Street — перекрыли для движения автомобилей на период с семи утра до девяти вечера. На улице  расположились тематические палатки и стенды, у которых рассказывали о биотопливе, турах по Риге на электромобилях, новой велосипедной трассе и уровне шума в разных точках города. Также прошли выставка ретро-велосипедов и обучение детей безопасности на дороге. 


ЛОНДОН, РАЙОН ХАКНИ

Акция Bicycle Pit Stop в рамках Travel Smarter, Live Bette. Акция проходила в начале European Mobility Week — 16 сентября. В течение дня велосипедисты могли проконсультироваться с врачами о своем здоровье и получить советы по безопасной езде на этом виде транспорта. 

Goldsmiths Row была освобождена от автомобилей 22 сентября. В этот день здесь появились временные кафе и места, где можно починить свой велосипед. В течение дня люди строили огромную башню, играли в «Дженгу» и перетягивание каната.

Акция Slow Cycle charity bike. Slow Cycle charity bike — это конкурс, в котором побеждает тот, кто позже всех доедет до конца трассы длиной в десять метров. Победитель получает 100 фунтов, а участие в конкурсе стоит 10 фунтов. Такая же гонка для детей проводилась бесплатно. 


РИМ И ЕГО ПРОВИНЦИИ

Пешеходная зона вдоль трассы Appia Antica в течение всей недели. 18 сентября прошла велосипедная экскурсия в парк Appia Antica и другие исторические места, на которой присутствовали главы итальянских спортивных союзов и представители власти. Для перевозок пожилых людей и инвалидов правительство Италии выделило организации Parco dell'Appia Antica электрический автомобиль. 

Планомерные инвестиции в развитие железнодорожного транспорта. Одиннадцать миллионов евро выделили на развитие четырех железнодорожных линий: FR2 Roma-Pescara, FR3 Roma-Viterbo, FR4 Roma-Velletri и FR8 Roma. Сто пятьдесят один миллион евро (31,5 миллионов евро из бюджета Провинции Рима, остальные деньги от государственных и частных инвесторов) выделили на строительство «Мобильных коридоров» в течение 2010–2012 годов. «Мобильные коридоры» должны помочь сократить трафик и выделение выхлопных газов у автомобилей и дать гражданам «умный» транспортный путь.

Инвестиции в строительство парковок около железнодорожных путей. Проект призван сделать удобной пересадку с личного транспорта на городской, в том числе железнодорожный. Планируется создать 26 стоянок, пять из них уже начали строить. 

Перепрофилирование дорог для автомобилей в велодороги. Дороги в исторических центрах городов и в заповедниках продолжают закрывать для движения личного автотранспорта. На его место приходят велосипеды. Также везде устанавливают велопарковки. 


Ирина Ставчук, координатор программ Национального экологического центра Украины:

 «У нас в Киеве одна очень простая акция произвела настоящий фурор в медиа и обсуждается последние три дня. Одна активная девушка-велосипедистка пригласила своих подруг проехаться колонной по центру города в повседневной „девчачьей“ одежде — юбки, каблуки, шарфики и так далее. В планах было покататься и заехать в несколько кафе попить кофе и написать обращения к администрации кафе с просьбой установить велопарковки. Велосипедисток приглашали через Facebook и велофорумы. В итоге в акции приняло участие всего двадцать велосипедисток, и хотя никакого пресс-релиза не было, журналистов было больше, чем девушек».


Светлана Спатарь, Инициативная группа «Вело-Алматы»: 

 «Как и в 2009 году, в 2010-м в Алма-Ате инициаторами акции „День без автомобиля“ выступили велосипедисты из инициативной группы „Вело-Алматы“. Группа подготовила и распространила пресс-релиз об акции, также было инициировано тематическое обсуждение на многих городских интернет-форумах. К сожалению, городские власти акцию не поддержали, а СМИ весьма пассивно распространили информацию о ней. Поэтому в Алма-Ате акцию поддержали единицы, а учитывая, что в городе более пятисот тысяч автомобилей, это было абсолютно незаметно: автомобильные пробки на улицах были такие же, как и всегда. Ситуация в целом похожа на московскую».


Идея проводить Всемирный день без автомобилей впервые прозвучала на конференции по поддержке инноваций и усовершенствований в транспортном секторе «Доступные города» в Испании, в 1994 году. Уже на следующий год для поддержания инициативы был создан неформальный Консорциум World Car Free Days, и в 1997 году кампания была проведена в Великобритании, а в 1998 году во Франции под названием "In town, without my car!".

В 2000 году территория проведения акции расширилась до всего Евросоюза, а время ее проведения Еврокомиссия увеличила до целой недели, назвав акцию European Mobility Week. Акция и сейчас проходит в Европе. Именно в рамках нее проводятся мероприятия, нацеленные на минимизацию использования личного транспорта по всему миру. Также всемирные дни отказа от машин проходят в рамках программ World Carfree Day и Earth Car Free Day.