Смольный, прислушавшись к мнению горожан, разработал программу развития велосипедного движения Санкт-Петербурга до 2015 года. Ещё официально не опубликованный документ появился на сайте Fontanka.ru. Сейчас он представляет собой лишь постановление — в нём прописаны цели и организации, ответственные за них. Всего число велосипедистов в городе должно увеличиться до 2,5 миллиона, средняя протяжённость их поездок — с 600 до 1 200 километров в год, а велосезон — со 120 дней до 150. The Village познакомился с документом, который сейчас отправили губернатору, и узнал, насколько дружелюбным к велосипедистам станет город в 2015-м.

К нововведением готовились достаточно долго. В течение года Комитет по транспортно-транзитной политике и велоэксперты исследовали международный опыт, собирали пожелания горожан и прописывали общую стратегию развития велодвижения. На днях постановление утвердили в Смольном. Следующим шагом будет подпись губернатора, а потом и появление в проекте конкретных мер и мероприятий. 

Пока документ состоит из трёх частей: основной и двух приложений. Главный блок — об изменениях стратегии транспортного развития города с учётом велосипедного транспорта. В приложении 1 прописаны основные направления развития велоинфраструктуры, велосипедная статистика и список будущих маршрутов. Во втором — ориентировочный план мероприятий, которые помогут сделать город более удобным для велосипедистов. Для каждого проекта — от адресной программы дорожек до информирования населения — назначен срок исполнения и ответственный за него комитет.

 

Подробности концепции развития велодвижения в Петербурге. Изображение № 1.Интервью: Архитектор Ян Гейл о велосипедах и будущем мегаполисов

 


Подробности концепции развития велодвижения в Петербурге. Изображение № 2.Дарья Табачникова

Координатор движения «Велосипедизация Санкт-Петербурга»

 

Подробности концепции развития велодвижения в Петербурге. Изображение № 3.Илья Гуревич

Председатель правления клуба «Велопитер»


 

Велодорожки

Общая протяжённость велодорожек, которые должны построить к 2015 году, 220 километров. Для сравнения: сейчас в городе их всего 20 километров, а располагаются они в основном в парках и рекреационных зонах. Одна из немногих уличных дорожек на проспекте Луначарского устроена весьма странным образом: она начинается и обрывается внезапно, а дальше велосипедисты едут как получится. Вторая дорожка соединяет Южную ТЭЦ и Колпино, но по ней практически никто не ездит.

Велодорожка на проспекте Луначарского. Изображение № 4.Велодорожка на проспекте Луначарского

По новому проекту в Петербурге появится 16 стратегически важных веломаршрутов. Но пока не решено даже, по каким улицам они будут проходить. Обозначили только конечные и начальные точки. Следующим этапом будут тестировать и прописывать адресную программу.

 

Пригородные дорожки

Почти половина заявленных велодорожек соединят Петербург с пригородами. Маршруты проложат в Колпино, Ломоносов, Павловск, Зеленогорск и Парголово, а также через Пушкин, Петергоф, Сестрорецк и Кронштадт.

 

Дорожки районы — центр

Шесть линий свяжут периферийные районы и центр: например, от Комендантского и проспекта Просвещения можно будет доехать до Финляндского вокзала, от Московской — до Садовой, от Хасанской — до моста Александра Невского. Согласно программе, такие дорожки должны появиться самыми первыми. В исследовании, которое проводили среди жителей Петербурга, такие маршруты чаще всего называли как самые необходимые.

 

Периферийные маршруты

Ещё одна категория маршрутов — периферийные. Их всего три. Два соединят Ленинский с Московским проспектом и Балтийским вокзалом, третий — проспект Луначарского и улицу Руставели.

 

Список будущих маршрутов

  • Комендантский аэродром — центр (ст. м. «Комендантский проспект» —Финляндский вокзал).
  • Проспект Просвещения — центр (ст. м. «Проспект Просвещения» — ст. м. «Озерки» — Финляндский вокзал).
  • Гражданский проспект — центр (ст. м. «Гражданский проспект» — Финляндский вокзал).
  • Хасанская ул. — центр (Хасанская ул. — пр. Наставников — пр. Косыгина — Заневская пл.).
  • Купчино — центр (ст. м. «Международная» — Московский вокзал).
  • Московская пл. — центр (ст. м. «Московская» — Московский вокзал).
  • «Проспект Луначарского» (пр. Луначарского от Выборгского ш. до ул. Руставели).
  • Ленинский проспект — Балтийский вокзал (ст. м. «Ленинский проспект» — Балтийский вокзал).
  • «Ленинский проспект» (Ленинский пр. от ул. Доблести до ст. м. «Московская»).

 

  • Пушкин — Колпино (ж.-д. ст. «Царское Село» — ж.-д. ст. «Колпино»).
  • Кронштадт (Цитадельское ш. —Кронштадтское ш. — Тулонская аллея).
  • Санкт-Петербург — Зеленогорск (ст. м. «Старая Деревня» — ж.-д. ст. «Сестрорецк» — ж.-д. ст. «Зеленогорск»).
  • Санкт-Петербург — Ломоносов (ст. м. «Ленинский проспект» — ст. м. «Проспект Ветеранов» — Петергофское шоссе — ж.-д. ст. «Новый Петергоф» —ж.-д. ст. «Ораниенбаум»).
  • Санкт-Петербург — ж.-д. ст. «Павловск» (ст. м. «Московская» — Витебский пр. — пос. Шушары — ж.-д. ст. «Царское Село» — ж.-д. ст. «Павловск»).
  • Санкт-Петербург — Парголово (ст. м. «Озерки» — Выборгское ш. — пос. Парголово).
  • Санкт-Петербург — Колпино (ст. м. «Международная» — Софийская ул. — ж.-д. ст. «Колпино»). 

 

Рекреационные маршруты

Отдельно Смольный выделил рекреационные маршруты. Сейчас их протяжённость составляет 5 километров, а к 2015 году по паркам и скверам пройдёт 40 километров дорожек. 

В течение двух лет для велосипедистов приспособят Приморский парк Победы, где уберут ограждения и изменят радиусы поворотов, Муринский парк, где расширят узкие дорожки и построят объезд церкви Сретения Господня, а также парк «Сосновка» и Удельный. Два рекреационных маршрута появятся в 2012–2013 годах вдоль пляжей Финского залива в Сестрорецке — по улице Пляжной и на Федотовской дорожке. К 2014-му велопути построят в парках 300-летия Санкт-Петербурга, Пискарёвском, Полюстровском и Ладожском. Парк Авиаторов, пулковский парк Интернационалистов и Южно-Приморский оборудуют только к 2015 году. 

 

Подробности концепции развития велодвижения в Петербурге. Изображение № 7.Городские байки: Велопрокаты Петербурга
Подробности концепции развития велодвижения в Петербурге. Изображение № 8.

 


Табачникова: «Если внимательно прочитать все эти документы, то станет ясно, что единственное, что будет сделано в это время по плану мероприятий, так это велопарковки. Потому что пока нет никаких маршрутов. Есть какие-то детские велодорожки у Сестрорецка, несколько маршрутов в парках, а крупных транспортных в пригороды или центр не будет нигде сделано. В плане мероприятий только предпроектные разработки. Все прицепились к этим 16 веломаршрутам, а по сути до 2015 года никаких этих велодорожек не будет».

Гуревич: «Работа по созданию велодорожек разбита на два логических этапа. На первом прорабатывается маршрут. Например, из района, предположим, спального в районе Ржевки до Ладожской. Из Купчина к центру. На втором этапе идёт предметная работа по местности, по одной улице маршрут пройдёт или по другой, через парк, как-то ещё. После принятия постановления дорожки начнут строиться. Они и сейчас строятся. Первое постановление было в 2008-м. Порядка 20–25 километров велосипедных дорожек есть уже сегодня. У нас не чистый лист, процесс идёт. Есть нормативно-правовые акты, что при новом строительстве велосипедные дорожки будут строиться в обязательном порядке».

 

 

Велопарковки

Эксперты считают, что велопарковки — это один из самых реалистичных пунктов новой программы. Сейчас их официально всего девять: на перехватывающих стоянках у периферийных станций метро. Однако многие заведения города ставят собственные парковки, так что оставить велосипед в центре обычно не составляет труда. Официальные стоянки появятся в первую очередь у конечных пунктов веломаршрутов: уже в 2012-м их установят у станций метро «Озерки», «Гражданский проспект» и «Комендантский проспект», а также у Финляндского и Московского вокзалов. 

В 2013-м велосипед можно будет припарковать на Заневской площади, у Балтийского вокзала, станций метро «Международная», «Проспект Ветеранов» и «Московская». В 2014-м — у железнодорожных станций «Зеленогорск», «Сестрорецк», «Царское Село», «Павловск», «Колпино», «Новый Петергоф» и «Ораниенбаум». В это же время стоянки появятся у государственных учреждений: администраций, предприятий, училищ, вузов и общежитий.

Кроме временных стоянок для велосипедов, проект предполагает и установку велогаражей. Такие появятся в жилых зданиях.

 

Подробности концепции развития велодвижения в Петербурге. Изображение № 9.Схему велодорожек в Петербурге отправят на рассмотрение в Смольный
Подробности концепции развития велодвижения в Петербурге. Изображение № 10.

 


Табачникова: «Вот велопарковки есть в плане мероприятий. Их будет действительно много у государственных учреждений, у вузов. Всё равно это хорошо, это первые плавные, не очень решительные, но всё-таки шаги».

Гуревич: «Велопарковки в городе будут трёх типов — бесплатные, перехватывающие и платные. В этом году запущены 99 мест на 9 перехватывающих. Это пилотный проект — запустили, смотрим, как будут работать. Чуть ли не с сегодня велосипедисты города могут перехватывающие парковки использовать не только в режиме перехвата, но и просто в режиме парковки».

 

 

Безопасность

Сейчас в городе почти нет светофоров или дорожных знаков для двухколёсного транспорта. По статистике ГИБДД, в год с участием велосипедистов происходит 226 серьёзных ДТП. К 2015-му Смольный оборудует соответствующими указателями 300 перекрёстков, что должно снизить количество несчастных случаев на дороге. Однако адресной программы и конкретного плана у властей города пока нет. Только цифры.

Безопасность, которую принесут светофоры и дорожные знаки, администрация планирует закрепить повышением дорожной грамотности велосипедистов. Памятки по ПДД с 2013 по 2015 год будет раздавать Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации. 

 

Подробности концепции развития велодвижения в Петербурге. Изображение № 11.Велопробег «За велогород» пройдёт 1 июля
Подробности концепции развития велодвижения в Петербурге. Изображение № 12.

 


Табачникова: «Светофоров тоже нет в плане мероприятий. Они прописали это только в какой-то стратегии. Безопасность листовками и велопарковками не повысится. Они сейчас не агитируют, а никаких инфраструктурных изменений не будет. С этой агитацией в следующем году будет супербурный рост велосипедистов, и повысится только количество ДТП с их участием и с печальным исходом».

Гуревич: «Это наиболее слабый момент, в городе ситуация такая, как и во всех городах, что каждый метр пути с кем-то согласован, у всех пересекаются интересы на каждом сантиметре площади города. Принятие постановления нас, конечно же, радует, но опыт постановления 2008 года показывает, что от принятия до реализации дистанция большого размера».

 

 

Агитация и пропаганда

В арсенале администрации типичные маркетинговые решения — социальная реклама и праздники, пропагандирующие использование велосипеда в ежедневных поездках. Из новых ходов — обучение школьников и студентов велосипедным ПДД. Будут ли это дополнительные уроки и пары или, как сейчас, плакаты на стенах школ, не привлекающие особого внимания учащихся, в проекте не уточняется.

Подробности концепции развития велодвижения в Петербурге. Изображение № 13.

 


Гуревич: «Мы лоббировали клубом пункт про школьников. Он зиждется на следующем постулате: есть проблема, что многие велосипедисты безнаказанно нарушают правила. У сотрудников полиции нет мотивации с ними работать: денег с них не возьмёшь. Кто-то не знает правил, большинство знают и нарушают умышленно. За три года в три раза в нашем городе выросло количество велосипедистов, умерших в ДТП, количество пострадавших — вдвое. Необходимо прививать культуру вождения у молодёжи. У них есть бравада: „Мы будем ездить без шлемов“, „Мы будем ездить как бог на душу положит“. Нужно проводить определённую работу. Если наша цель — сделать велосипед популярным транспортом, именно транспортом, то и отношение к нему должно быть соответствующее. Это наш превентивный ответ тем, кто считают, что нужно ввести для велосипедистов права. Ещё и до прав для пешеходов дойдут».


Фотографии: www.murzix.ruwww.401.nov.ruwww.one-in.livejournal.com