Открытая лаборатория «Город» разработала альтернативную концепцию развития велодвижения в Петербурге. Напомним, что официальный план велосипедизации города готовят сейчас в Комитете по транспортно-транзитной политике, а в конце июля в Сети появился его черновой вариант.

Сотрудники «Города» увидели в планах стратегии комитета массу недочётов и предложили свой вариант развития велосипедной инфраструктуры, основываясь на данных проведённого ими большого исследования. Этой зимой с декабря по январь сотрудники лаборатории интервьюировали велосипедистов, автомобилистов, транспортных специалистов, опрашивали людей на улицах и использовали материалы социологического опроса Комитета по транспорту. Главное отличие новой концепции от официальной — в том, что развивать инфраструктуру стоит снизу — исходя из локальных требований. Кроме этого, она будет значительно дешевле того варианта, который предлагает город. 

Программа лаборатории «Город» предполагает, что развить велоактивность можно c помощью трёх последовательных шагов.

 

Этап 1: Локальные велосети

Логичным первым шагом к велосипедизации города лаборатория считает создание независимых велосипедных сетей в разных районах города. Сейчас это самая проработанная часть альтернативной концепции, для неё уже готова методика проектирования. Основные её плюсы — лёгкость реализации, низкая стоимость и возможность увлечь жителей идеей передвижения по району на велосипеде. Прокладывать простые велодорожки с помощью разметки будут на основе мини-исследований: общаться с жителями, изучать самые популярные маршруты и локальные точки притяжения внутри района. Важным в лаборатории считают поначалу избегать конфликтов с автомобилистами за место на дороге и парковке, но при этом делать так, чтобы водители привыкли к присутствию двухколёсного транспорта на дороге.

Также на первом этапе необходимо заняться агитацией и пропагандой, а также законодательными изменениями. Так, информацию до местных жителей должны доносить через рекламные щиты с картами новых веломаршрутов, статьи в газетах и нанесение веломаршрутов на карты города. Специальная программа должна быть создана и для управляющих компаний жилых домов и административных зданий — их постараются убедить в необходимости ставить парковки.

Изменения законов должны коснуться ПДД и правил пользования общественным транспортом. Так, в автобусах и метро нужно разрешить провоз велосипедов. Есть в этой части проекта и спорные инициативы: например, разрешить велосипедистам переезжать дорогу по пешеходному переходу, что создаёт неудобства для пешеходов и противоречит статусу велосипеда как транспортного средства.

 

Этап 2: Объединение сетей 

Вторые два этапа пока существуют только на уровне концепции. Их проработкой лаборатория пока не занималась. Эксперты предполагают, что локальные сети к началу второго этапа разрастутся и увеличат количество велосипедистов, что должно повысить спрос и на длительные велосипедные поездки. Одновременно с этим сеть общественного транспорта должна меняться — развиваться с учётом появившихся веломаршрутов.

 

Этап 3: Финальная стадия

На третьем этапе хотят внедрить ограничения для автомобилистов: они коснутся и скорости движения, и правил парковки, и даже сужения автомобильных дорог. В лаборатории считают, что третий этап пройдёт органично: ведь к этому времени увеличится спрос на экологичные способы передвижения и всё больше людей будут отказываться от машин в пользу велосипедов. Система общественного транспорта и велоинфраструктура будет выигрывать по скорости и удобству у автомобилей.