В 1991 году на Ратушной площади австрийской столицы впервые прошел Венский фестиваль музыкальных фильмов. Спустя четверть века аналогичные фестивали проводят в Будапеште, Бухаресте, Нью-Йорке, Токио и Екатеринбурге. Музыкальные фильмы в уральской столице показывают при поддержке почетного консульства Австрии, и с 26 июня по 15 июля тысячи зрителей вновь собираются у большого экрана перед главным корпусом УрФУ, чтобы увидеть классический балет, оперные постановки, записи концертов U2 и Эрика Клэптона. Директор фестиваля Мария Зашляпина рассказала The Village, как устроен крупнейший городской фестиваль на открытом воздухе и что нужно делать, чтобы жители Екатеринбурга слушали классику в жару и дождь.

Фотографии

Сергей Потеряев

Экран: 96 квадратных метров и 10 тонн

Звук: 142 децибела

Трибуны: 800 мест

Стулья: 1 500 штук

Гости: 50 000 в 2016 году


Как подбирают фильмы

Фестиваль начинается задолго до лета. В ноябре мы начинаем планировать финансы, получаем смету на техническое обеспечение и приступаем к отбору фильмов для будущего фестиваля. Мы отправляемся на Берлинский международный кинофестиваль, где проходит мероприятие для продюсеров и потребителей культурного контента. Около 50 компаний показывают записи опер, концертов, балета, свои фильмы о композиторах и музыкантах.

В Берлине мы отсматриваем новинки, снятые в прошлом году. Показы длятся пять дней: с 10 часов утра до пяти вечера мы сидим в зале и изучаем отрывки из фильмов. Кроме того, на фестивале издают 200-страничный каталог с фотографиями и кратким описанием кинолент. К сожалению, нам подходит не каждая, так как большинство российских зрителей не готовы смотреть фильмы на иностранных языках. Поэтому мы ищем ленты, в которых преобладает музыкальная составляющая и минимум диалогов или монологов. По итогам фестиваля мы отбираем около 60 фильмов, ставим галочки и возвращаемся домой. В Екатеринбурге вместе с командой организаторов вновь обсуждаем каждую картину и определяемся с акцентами будущего фестиваля: например, в этом году у нас много концертов, а в 2016-м делали упор на оперы.

После начинается торг. Обычно одна картина стоит от 1 000 до 1 500 евро. Как и везде, если приобрести несколько фильмов у одной кинокомпании — выходит дешевле. Помимо новинок мы отбираем картины из золотого фонда: их сняли давно, но они будут актуальными и через 20 лет. В этом году мы покажем ленту о великом скрипаче Йегуди Менухине 1956 года. Еще покажем оперу «Орфей» 1978 года, которую адаптировали под современное оборудование. В апреле мы определяемся с точной программой фестиваля.

Как устроена площадка

Нам нравится площадка перед УрФУ. Во-первых, это центр города с хорошей транспортной доступностью. Во-вторых, здесь прекрасная акустика. Площадь Кирова по архитектуре похожа на Ратушную площадь, где проходит фестиваль в Вене. Здание университета — это классическое каре, образующее букву «П». Звук направлен на зрителя, а за их спинами нет строений, поэтому эхо не образуется. Корпуса вуза помогают отражать и направлять звук так, что в соседних жилых домах не слышно, что происходит на площадке.


Площадь Кирова по архитектуре похожа на Ратушную площадь, где проходит фестиваль в Вене

Кроме площадей университет дает нам воду. Чтобы экран весом 10 тонн и размером почти в сотню квадратных метров не раскачивался от ветра, его нужно укрепить. Противовесом служат емкости, наполненные 400 тоннами воды. Привезти откуда-то такой объем воды практически нереально. Еще администрация вуза заботится о газонах и подстригает кусты так, чтобы ветви не мешали зрителям смотреть на экран.

Раньше мы закрывали площадку в день выдачи дипломов. Однако решили отказаться от такого графика и начинаем фестиваль сразу после выпускного. Летом в университет приходят только преподаватели и абитуриенты с родителями, поток людей невелик, и с ним справляются удобные проходы и пандусы.

Что происходит перед началом

Когда площадка и мероприятие согласованы, мы начинаем строительство, которое занимает четыре дня. Первым делом рабочие монтируют конструкции под кран, затем — под акустику. После устанавливают колонки, которые способны выдать звук взлетающего реактивного самолета, и в самую последнюю очередь навешивают экран.

Параллельно идет возведение трибун. На площадке их две, каждая вмещает по 400 человек. Полторы тысяч стульев привозят со склада в районе Кольцово — их расставляют волонтеры. Красные и белые стулья, в цвет венского флага, стоят на площадке на протяжении трех недель.

Помимо трибун и оборудования рабочие строят торговые павильоны для рестораторов. Мы тщательно отбираем участников, которые кормят наших зрителей. В этом году их будет 10. InTouch Cocktail Bar готовит сэндвичи и напитки, ресторан «Атриум палас отеля» предлагает закуски, за венское меню отвечает отель Angelo. Кроме того, на площадке можно заказать колбаски и блюда немецкой кухни от DasKolbas, пельмени от «ЛепимВарим» и «Пельмени клаб», бургеры от «ЕмБургер», выпечку из «Калачей», свежайший фалафель от Falafel Brothers и, конечно, венские вафли.

Как живет фестиваль

Для нас очень важна безопасность. С момента начала строительства площадку огораживают и за ней круглосуточно наблюдают сотрудники полиции и частных охранных предприятий. Ежедневно перед началом показа наряд полиции обходит всю площадь с собаками и проверяет ее на предмет подозрительных вещей.

Дважды в день территорию убирает клининговая компания. Ее сотрудники собирают мусор перед началом фестиваля и после него, а затем муниципальные власти увозят мусорные баки. Шесть биотуалетов ежедневно моют и заливают в них дезинфицирующие средства.

Погода на фестиваль не влияет. У трибун есть крыша, а зрители на стульях приносят зонтики с собой или берут их в аренду на месте. На открытии в прошлом году лил проливной дождь, но это никому не помешало. В павильоне организаторов можно взять в аренду или купить зонтик, дождевик, плед, непромокаемый коврик, чтобы сидеть на газоне. Стоимость аренды составляет 50 рублей в день, купить красно-белый зонтик можно за 500 рублей. Еще мы предлагаем уютные клетчатые пледы и нейлоновые коврики, футболки, свитшоты, рюкзаки и холщовые сумки с символикой фестиваля.

В прошлом году к нам пришли 50 тысяч человек. В этом году мы готовы встретить не меньшее количество гостей.