The Village попросил общественную организацию «11–47», состоящую из молодых архитекторов и занимающуюся социально-общественными исследованиями, выбрать главные события столичной архитектуры уходящего года. «11–47» выбрали события со знаком плюс и со знаком минус.
  

Комментарии дает Николай Переслегин, член общественной организации «11–47» и основатель архитектурного бюро Concept 007.


СНЯТИЕ ЮРИЯ ЛУЖКОВА
С ПОСТА МЭРА

28 сентября мэр Москвы Юрий Лужков был отстранен от своих обязанностей в связи с «утратой доверия» президента РФ.

Как известно, московская архитектура сегодня так и называется — «лужковская». «Лужковский стиль» — то, чего не было никогда ни с одним региональным руководителем: есть «сталинский ампир», «хрущевки», есть даже «брежневская эпоха», если посмотреть в прошлое, то там мы найдем «елизаветинское барокко» и «николаевский ампир». То есть речь идет об архитектуре, которая связана с именем главы государства. За двадцать лет правления Лужкова был создан некий прецедент: нет такого понятия, как «ельцинский» или «путинский» архитектурный стиль, а «лужковский» есть. След в облике города, который связан исключительно с его мэром. Поэтому мы рассматриваем уход Лужкова как собственно архитектурное событие. Хочется надеяться, что со знаком плюс.


Хроники переназначения нового мэра
Опрос «Чего не хватает в Москве?»
Десять выдающихся мэров мира

ПЕРЕНАЗНАЧЕНИЕ ГЛАВНОГО
АРХИТЕКТОРА СТОЛИЦЫ

22 ноября новый мэр Москвы Сергей Собянин переназначил Александра Кузьмина на должность главного архитектора столицы.

Многочисленным градостроительным ошибкам последнего двадцатилетия и просто становлению местечковой и бессмысленной новой московской архитектуры во многом поспособствовал главный столичный архитектор Александр Кузьмин. Этот человек занимал свой пост все 18 лет правления Лужкова. Его переназначение — одно из главных событий со знаком минус за год. Александр Кузьмин в данном случае является лидером беспринципного профессионального цеха при московском монархе, по сути, придворным архитектором. Когда в начале своего мэрства Лужков понял, что среди этих людей нет ни одной личности, которая может аргументированно и обоснованно обозначить свою профессиональную позицию, он взял архитектуру в свои руки, и с тех пор по-другому в Москве нельзя. Можно сказать, что бывшего мэра воспитало непрофессиональное, бесхребетное и слабое столичное архитектурное сообщество.

        


СТРОИТЕЛЬСТВО ТОРГОВОГО ЦЕНТРА
НА ЦВЕТНОМ БУЛЬВАРЕ

Tsvetnoy Central Market открылся 9 декабря. Архитектурное решение: российское архитектурное бюро «Меганом». Дизайн внутри здания: студия HMKM, Lifschutz Davidson Sandilands, DPA. Площадь: 36 000 кв. метров

Здание на Цветном бульваре — удачное решение, которое никак не вторглось в историческую застройку. Его автором является одно из лучших архитектурных бюро Москвы — «Проект-Меганом» во главе с талантливым и ярким архитектором Юрой Григоряном. Очень приятные и качественные материалы, трактовка текстур и структура внутреннего пространства. Это хороший пример европейского подхода к городу. Приятно, что здание не бросается в глаза — это пример логики в планировке и деликатного, изысканного и вместе с тем свежего и яркого архитектурного решения.


Гид по Tsvetnoy Central Market

СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛОГО КОМПЛЕКСА
НА ЦВЕТНОМ БУЛЬВАРЕ

Комплекс «Легенда Цветного» разработан компанией Capital Group. Цены на апартаменты начинаются от $13 000 за кв. м. В видеорекламе «Легенды Цветного» снялась Наоми Кэмпбелл. Здание полностью застеклено.

Беспрецедентное уродство, здание, которое не имеет никакой концепции, его эстетическое решение ничем не обосновано, всё это похоже на груду металла. Гипертрофированная местечковость в центре Москвы. Такая вот груда стекла и металла оказалась в центре города, красивейшем месте столицы, к тому же на месте исторической застройки.

     

ОТМЕНА СТРОИТЕЛЬСТВА
ДЕПОЗИТАРИЯ МУЗЕЕВ КРЕМЛЯ

Неосуществленный проект депозитария: 4 этажа, 23 000 кв. м. Расположен между Боровицкой башней Кремля и Домом Пашкова; на строительство нужно 44 месяца.

Проект депозитария для музеев Кремля на Боровицкой площади был безумным решением. Ясно, что депозитарий нужен, но предполагавшийся проект закрыл бы вид на Кремль и разрушил бы ансамбль Боровицкой площади. Такие вещи не решаются стихийно, так что возмущение общественных организаций и москвичей понятно. Когда Ресин назвал проект строительства депозитария «чудовищным» и строительство остановили, дышать стало легче.

ПОСТРОЙКА ДОМА
НА МОСФИЛЬМОВСКОЙ УЛИЦЕ

Высота дома на Мосфильмовской 213,3 метра; состоит из двух башен: в 47 и 32 этажа. После окончания постройки разгорелся скандал — власти обязали разобрать 22 этажа здания.

Это очень страшный и одновременно очень красивый дом: хороший и довольно интересный проект, который на другой площадке мог быть очень приятным. Но место, где этот дом построен, выбрано неудачно: новое здание портит неповторимый ландшафт и линию горизонта Воробьевых гор. Оно разрушает сложившийся ансамбль, центром которого раньше было здание МГУ им. Ломоносова.


ОТМЕНА
СНОСА КАДАШЕЙ

Историческим памятником в Кадашах московские власти признают только церковь Воскресения Христова начала XVII века. Соборный храм в Кадашах более 300 лет был архитектурной доминантой всего Замоскворечья, составляя вместе с колокольней Ивана Великого главную градостроительную ось, по которой возводилась Москва. Остальные исторические здания власти считают просто «фабричными корпусами».

В мае 2010 года продолжился снос исторических памятников в Кадашах. Чтобы предотвратить снос, активисты встали на круглосуточное дежурство у огороженных территорий. В конечном счете Москомнаследие приостановило снос Кадашевской слободы в районе Замоскворечья в центре столицы. Запутанная история. Хорошо, что проекта не будет. Это главное.

ЗАТЯЖНОЙ ПРОЦЕСС ВОКРУГ
УСАДЬБЫ ОРЛОВА-ДЕНИСОВА

Памятник архитектуры на Большой Лубянке. В основе усадьбы — палаты XVII века. Этот дом связан с именем Князя Пожарского: он долгое время здесь жил, сюда привезли смертельно раненного на Бородинском сражении князя Багратиона, во время осады Москвы Наполеоном здесь жил знаменитый московский губернатор граф Растопчин. Усадьба описывается и в романе Толстого «Война и мир».

Вот уже много лет этот дом стоит брошенный в самом центре Москвы. Собственник — коммерческая структура — как будто нарочно не предпринимает никаких шагов для осуществления реставрации или хотя бы консервации этого уникального памятника.

Многолетняя тяжба между собственником и государством, желающим изъять усадьбу и провести реставрацию за бюджетные деньги, искусственно затягивается в судах. А на деле этот прекрасный исторический дом гибнет с каждым днем, там уже многое не восстановить. Возможно, он не переживет нынешнюю зиму.


ОТКРЫТИЕ
ИНСТИТУТА МЕДИА, ДИЗАЙНА
И АРХИТЕКТУРЫ «СТРЕЛКА»

На первый год обучения в институт «Стрелка» были приняты около 40 студентов из разных стран мира.

О качестве их продукции — выпущенных студентах — можно будет судить чуть позже, когда «Стрелка» действительно представит городу и миру своих выпускников. Но, по сути, создание «Стрелки» — прецедент. Многие годы ходили слухи, что, дескать, так больше быть не может, что МАРХИ не справляется с современной повесткой дня по подготовке интересных и классных архитекторов. Сама институция, субстанция, которую создала команда «Стрелки», может считаться событием. «Стрелка» — это абсолютно новое пространство для коммуникации, узнавания нового. Они поставили перед собой очень интересные, амбициозные и правильные задачи.

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
«КРАПИВНА: ВОСКРЕСЕНИЕ»
СТУДЕНТОВ МАРХИ

Суть проекта «Крапивна: Воскресение» заключается в том, чтобы решать социальные задачи с помощью архитектуры. Видеопрезентацию проекта можно посмотреть здесь.

К сожалению, в МАРХИ чаще всего учат формалистскому подходу к архитектуре и не учат думать. Но данный проект интересен тем, что студенты МАРХИ провели глубокий анализ. Своим проектом студенты решают ряд социальных проблем. Это первая ласточка стараний нового ректора МАРХИ Дмитрия Швидковского, очень грамотного и глубокого человека, который хочет вдохнуть в институт новую жизнь. Ура Евгению Ассу, Никите Токареву и Кириллу Ассу, под руководством которых был сделан этот проект.

   

Другие важные архитектурные события года:

  • Генеральный план развития Москвы — трехтомник общим объемом полторы тысячи страниц, описывающий перспективы столичного градостроительства до 2025 года. Был принят 5 мая, а с середины июня вступил в силу. Его основная мысль заключается в разделении городских территорий на две условные зоны. По идее авторов Генплана, в первых, «зонах развития», будут вестись реконструкции, снос и новое строительство, а во вторых, «зонах стабилизации» (центре и старых спальных районах), будет проводиться только капремонт и благоустройство территории. И если эти общие принципы едва ли кого-то смутили, то вот детали их осуществления не устроили многих: принятие документа сопровождалось критикой со стороны массы архитектурных экспертов и политических партий, Гринписа, Общественной палаты и Минрегиона России. Однако московскому мэру до поры до времени всё было нипочем — мол, общественные дискуссии по этому поводу состоялись еще в прошлом году и вообще: «Где вы раньше были?»
  • Начало активного функционирования «Красного Октября» как арт-квартала. «Красный Октябрь» превратился в одно из главных мест города. За год здесь открылось несколько десятков новых точек: галереи, рестораны, магазины, бары и даже институт.
  • Смерть Давида Саркисяна — потеря года. Ночью 7 января после тяжелой болезни умер директор Музея архитектуры им. Щусева.