Пока концепцию велосипедного города продолжают согласовывать, замораживать, размораживать и дорабатывать, петербургские активисты предлагают свои идеи и конкретные шаги, которые можно реализовать уже сейчас. The Village публикует идеи экспертов фестиваля «За велогород».

 

  

Идея: создать общественный прокат и пересадить чиновников на велосипеды

8 экспертов о велоидеях для города. Изображение № 1.

АЛЕКСАНДР МИНАКОВ

урбанист, ведущий программы «Урбанистика» на телеканале «ВОТ»

Петербург ближе к Европе, поэтому изначальных предпосылок для создания удобного города у нас больше: сохранившаяся архитектура, низкая этажность, не такие широкие улицы, нет автобанов и огромного количества подземных переходов.

Москва не такая европейская по своему облику, но у неё есть существенное преимущество — она богаче. Однако в случае с велосипедами деньги как раз не стали решающим фактором. Москва вырвалась вперёд в формировании городской среды, потому что действует быстрее и решительнее. Около двух месяцев назад там запустили первый в России автоматический велопрокат. Это реально работает: не показуха, люди ездят. В Петербурге очень долго думают, проводят эксперименты, заказывают исследования, потом решают что-нибудь сделать. 

8 экспертов о велоидеях для города. Изображение № 2.

Общество созрело. Проблема — во власти. Почему  мы наблюдаем всплеск урбанистической активности в Москве? Потому что это во многом связано с позицией мэра Собянина. Он смог привлечь в свою команду нужных специалистов.

Нам не хватает чиновников из администрации, которые двигали бы эти темы, пересаживались на велосипеды, отказывались от автомобилей, развивали общественный транспорт, потому что верят в его эффективность.

 

Идея: внятная велоконцепция и велосипедные дорожки как способ борьбы с пробками

8 экспертов о велоидеях для города. Изображение № 6.
ИЛЬЯ ГУРЕВИЧ

основатель клуба «Велопитер»

Наше общество прошло довольно большой путь —  теперь выступать против велосипедного движения стало немодно.  Человека, который бы вышел публично и сказал, что он против велосипедных дорожек, уже в городе найти нельзя. По крайней мере, это стало неприличным. 

Основная идея появления велосипедных дорог — свобода выбора. Вы всегда можете поехать на автомобиле и постоять в пробке. Но практически нет условий для того, Нас заставляют ехать либо в собственной машине, либо в переполненном автобусе, либо в маршрутном такси без гарантии, что вообще куда-то довезут. Создание велосипедной инфраструктуры направлено на расширение возможностей человека. Мы заинтересованы в том, чтобы большинство пешеходов и автомобилистов понимали, что от этих изменений город становится более зелёным, чистым и приятным для обитания. Они должны становиться нашими союзниками.

8 экспертов о велоидеях для города. Изображение № 7.

Велосипедная дорожка увеличит пропускную способность автомобильных дорог. Ширина проезжей части увеличится, потому что, грубо говоря, припаркованный в правом ряду автомобиль занимает два метра ширины, а для велодорожки одного метра вполне достаточно. В итоге из четырёх метров, которые сейчас заняты припаркованными машинами, два метра мы освобождаем для тех же автомобилей. 

 

Идея: ограничить въезд в центр на личном транспорте

8 экспертов о велоидеях для города. Изображение № 10.
ВЯЧЕСЛАВ СЕМЕНЕНКО

Советник губернатора Санкт-Петербурга

Для любого иностранного урбаниста Петербург — очень понятный по структуре город, в отличие от Москвы. Но у нас есть проблемы со взаимодействием управленцев, общества и бизнеса.

У чиновников возникают фобии. Первая: на велосипедах будет много жертв и травм. Вторая: «ну как же мы ограничим личный транспорт». Ограничение въезда в центр — это ведь страшно сказать. Но это просто надо взять и сделать. Главное — решиться. Парадигму мышления поменять. А организовать велодорожки на деле не так сложно. 

 

Идея:  создавать дорожную карту решений и развивать локальные сети

8 экспертов о велоидеях для города. Изображение № 11.

ОЛЕГ ПАЧЕНКОВ

сотрудник Центра независимых социологических исследований, директор Центра прикладных исследований Европейского Университета 

Мы постоянно пытаемся решить проблему с точки зрения транспортного подхода. Это идёт в разрез с тем, что нужно сделать нам. Велосипедизация — это инструмент, который решает проблему организованного городского пространства. 

На той концепции, которая принимается, мы увидели километры трасс, проложенных из одного конца города в другой. Но если перевести это всё на деньги, то объём затрат и сроки — такие, что руки у чиновника опускаются. Они принимаются за более срочные инициативы, которые направлены на удобство автомобилистов.

Теория малых дел состоит в том, чтобы развивать локальные территории одну за другой. Давайте используем то, что уже сегодня есть. Любой велосипедист подскажет, где нужно расширить дорожку на метр, где опустить поребрик, где деревья посадить между пешеходной зоной и дорогой. Мы также будем выстраивать дорожную карту тех решений, которые позволят сделать это уже сегодня, а не через пять или десять лет.

 

Идея: оставлять заявки на сайтах и выходить
на контакт с чиновниками 

8 экспертов о велоидеях для города. Изображение № 12.

ОЛЬГА МНИШКО

член общественного движения «Велосипедизация Санкт-Петербурга»

После появления сайта i-bike-spb.ru власть вышла на контакт с нами сама. Это показывает, что мы сами при желании можем достучаться до чиновников. Существует улучшайзинг-сайт bikable.ru. Через него можно просить самые разные вещи — от парковки до отдельной стоп-линии. При этом идея даже в чиновничьем мире потихоньку прижилась. Теперь велодорожка не вызывает глубокого отвращения, а со временем становится чем-то более привычным.

 

Идея: создавать велополосы и съезды на мостах

8 экспертов о велоидеях для города. Изображение № 13.

СОФИ ЧИЛЛИНГАРОВА

сооснователь Открытой лаборатории «Город»

Мы давно говорим, что нужно делать локальную инфраструктуру — велодорожки, велостоянки, и тогда велосипедистов в Петербурге станет больше. И пока мы об этом говорили, их количество действительно увеличилось. Теперь их нужно просто поддержать.

С чего начинать? Можно бросить жребий между муниципалитетами или отдать первенство тому, кто придёт сам. И сделать в одном из районов пилотный проект.

В городском масштабе начинать нужно с мостов: Дворцового, Литейного, Тучкова, Благовещенского, Александра Невского. Они разделяют город для велосипедистов, преодолеть мост — очень сложная задача даже для опытного человека. Не нужно сразу строить дорожки в сотни километров, сделайте для начала на мосту отдельную велополосу и удобные съезды.

 

Идея: знакомства с чиновниками и личные
связи для развития велоинфраструктуры

8 экспертов о велоидеях для города. Изображение № 14.

МИХАИЛ МОРОЗОВ

член общественного движения «Велосипедизация Санкт-Петербурга», лектор «Велошколы»

Большое значение имеет политическая воля. Совсем недавно в Москве она появилась. Это во многом связано с выборами, никто этого не скрывает. Алексей Митяев – руководитель группы по столичной велосипедизации сказал как-то, что для развития инфраструктуры должно быть больше рукопожатий до мэра. Это значит, что вы должны быть знакомы с человеком, к которому прислушивается мэр. У них такой человек был — из комитета по транспорту. То есть они пошли не по бюрократической лестнице, а по линии личных связей. Достучались до мэра, и поэтому всё пошло быстро — за два месяца построили 200 километров велодорожек. Они прекрасно понимают, что эти велодорожки, сделанные без каких-либо исследований, с кучей недочётов. Но зато что-то сдвинулось. На один пилотный маршрут поставили датчики и смотрят на него, как на эксперимент.

8 экспертов о велоидеях для города. Изображение № 15.

То же самое с парковками — расставили тысячу по Москве, какими-то из них пользуются, какими-то нет. Чиновники не спрашивали, потому что не было времени. Это тоже подход, который имеет право на жизнь, и он работает. Велосипедистов в Москве очень мало, хотя ездить там намного приятнее — банального ветра нет. Сейчас всё это делается не для того, чтобы велосипедистам было удобнее, а чтобы сформировать спрос на новые средства передвижения. Люди приезжают в Москву, видят общественный велопрокат, парковки, — все эти мероприятия создают ощущение, что велосипед – это траспорт, который можно использовать. Много недочётов, но они двигаются. 

  

Идея: назначить советника
по велосипедизации

8 экспертов о велоидеях для города. Изображение № 19.

ОЛЬГА ГАЛКИНА

депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга

У нас была задача — пересадить чиновников на велосипеды, мы организовали велопрогулку и пригласили туда всех депутатов. Накануне у меня была личная встреча с губернатором, он ответил: «Да, мы конечно всё это поддерживаем, работаем в этом направлении, но, как вы думаете, что скажут простые петербуржцы, если увидят меня на велосипеде? Они скажут: вот ненормальный губернатор». Приехали шестеро депутатов, но мероприятие будет регулярным — хотим устраивать его каждый раз по окончании политического года.

У комитета по развитию транспортной инфраструктуры есть более глобальные задачи – мосты, тоннели. Об этом честно заявляет его глава. Поэтому стоит задуматься о должности советника по развитию велоструктуры. Губернатор от него отказался, значит нам придётся подобрать ещё более весомые аргументы по поводу введения данной должности. 

Самое главное – вы все правильно ругаете чиновников, что они тяжело идут на контакт, криво работают. У меня есть реальное предложение. Через год у нас в городе будут муниципальные выборы, я предлагаю участникам велосообщества принять в них участие. Это было бы очень важным ресурсом для нас всех.

  

 

Фотография обложки: Shutterstock

Фотографии в посте: Дима Цыренщиков