В своём недавнем интервью «Ведомостям» заместитель мэра Москвы по ЖКХ и благоустройству Пётр Бирюков признался, что не любит, когда врут. Это мило, городу нужны честные чиновники. Но, сказав «А», нужно добавить и «Б»: он сам при этом хвастается тем, чего нет.

В конце августа в Москве открывали обновлённую Маросейку, Покровку и Пятницкую улицы, а на прошлой неделе мэрия заявила о завершении работ по созданию самой длинной пешеходной зоны Европы. Информагентства написали об этом в среду, а на следующий день репортёры The Village отправились снимать timelapse всех пешеходных улиц в центре города (посмотрите — во-первых, это красиво). Я лично прошёл от Киевского вокзала до площади Гагарина, а по пути превратился вНу кто так делает?. Изображение № 1.. Вот почему:

На бумаге новая пешеходная зона выглядит неплохо. Трасса насквозь прорезает Хамовники, соединяя «Фрунзенскую» и два пешеходных моста по обеим сторонам излучины Москвы-реки, а потом через Нескучный сад выходит к Ленинскому проспекту и вдоль него идёт полтора километра к площади Гагарина. Жителям Хамовников должно быть очень удобно, но тут же появляются первые сомнения. 

Любая крупная московская магистраль — худшее место для прогулок. Я не могу представить ни одного человека, который в здравом уме будет гулять вдоль шумного десятирядного шоссе. Никто и не гуляет: из Нескучного сада обычно спускаются в подземный переход под Ленинским проспектом, а после идут к ближайшему метро на тихой Шаболовке.

Ещё больше смущает финальная точка маршрута. Говорят, в 1950-е годы площадь Гагарина неофициально называлась Площадью трёх магистралей. Прошло много лет, но ничего не изменилось: это не площадь, это — огромная и пустынная автомобильная развязка, над которой одиноко стоит титановый Гагарин. Что там делать и зачем туда идти — неясно.

Несуразность маршрута становится очевидной, стоит лишь отправиться на прогулку. Я стартую от Киевского вокзала. Быстро перехожу мост Богдана Хмельницкого и сразу же упираюсь в обычный тротуар около хамовнического ЗАГСа. На тротуаре играют свадьбу, рядом припаркованы машины, и приходится лавировать. Несколько раз перейдя переулки (меня активно пытаются задавить спешащие на работу автомобилисты), я оказываюсь на Плющихе. Ещё через двести метров — перекрёсток на проезде Девичьего поля, где приходится ждать 90 секунд. И тут моё терпение лопается: светофор и остановка в полторы минуты на специальном пешеходном маршруте? Да вы в своём уме?

Находясь на Крымской набережной, трудно усомниться, что это — пешеходная улица (причём отличная). Проходя по новой трассе через Хамовники, вы вряд ли поймёте, что это такое. Вместо пешеходной зоны вышел всего лишь набор отдельных слабосвязанных тротуаров: на небольшой части переулка Хользунова теперь гранитные плиты, кое-где обновили асфальт, в сквере у Пушкинского моста положили плитку и поставили как бы исторические фонари. Вот и всё: лучшие части пешеходной зоны — оба моста — Лужков открывал ещё на рубеже веков. И они до сих пор непригодны для велосипедистов и инвалидов.

Неловко писать на эту тему в 2014 году, но на маршруте не хватает урн, скамеек и велодорожек — в общем, их почти и нет. Указателей нет тоже — и куда идти дальше, не всегда ясно. Так, первоначально на съёмку маршрута мы отправляли девушку-фотографа с пошаговой картой, но она заблудилась. И в этом нет её вины: я и сам бы потерялся, не живи на Плющихе. А что есть? Несколько долгих светофоров, подземный переход под Комсомольским проспектом (ещё один ад велосипедиста) и много припаркованных машин.

Пешеходный маршрут от Киевского вокзала до площади Гагарина существует как единое целое в рамках хвалебного сюжета «Москвы 24» — и нигде больше. Почему он такой? Потому что так захотелось. И если исходить из этой логики, то нет ничего зазорного в том, чтобы взять полтора километра неприятного тротуара Ленинского проспекта и волюнтаристским решением назвать его частью самой длинной пешеходной зоны в Европе — целые шесть с половиной километров! Впрочем, с тем же успехом можно было бы добавить всё Садовое кольцо: вау, пятнадцать километров, и уже пару лет там есть плитка и громоздкие скамейки, на которых некому сидеть.

Здесь бы стоило очень долго ругаться, но мне хочется задать лишь один вопрос городской администрации и ответственному за пешеходный маршрут господину Бирюкову. А зачем так мелко врать? Нет, правда. Зачем говорить заведомую глупость о самой длинной пешеходной зоне в Европе, если это утверждение так легко проверить и опровергнуть? Российская политическая система устроена так, что вам в последнюю очередь надо отчитываться перед гражданами. Тогда зачем? Можно же было просто сказать: мы потратили 450 миллионов рублей на Пятницкую улицу, примерно столько же на Маросейку и Покровку, а потом у нас осталось ещё 170 миллионов, и на них мы решили классно обновить некоторые тротуары в Хамовниках. Ведь обновили же — так зачем пускать пыль в глаза?