Какие вопросы молодёжь
задает Патриарху. Изображение № 1.

Фотографии

ИВАН АНИСИМОВ

Вчера на ВДНХ открылся Международный съезд православной молодёжи. Его гостями стали около 10 тысяч человек. Большинство из них — действительно молодёжь из разных регионов России. Кульминацией первого дня форума стало выступление Патриарха Кирилла и его ответы на вопросы собравшихся. Помимо прочего, глава РПЦ призвал протестовать против концертов «сатанинских музыкальных групп», не вступать в гражданские браки и обвинил либерализм в запустении западных храмов.

Гости, отстояв огромную очередь, начали заходить в 75-й павильон ВДНХ за несколько часов до выступления Патриарха. На выставке внутри они изучали, как менялась русская письменность, и сами пробовали написать что-нибудь на берёсте. Этнографы демонстрировали работу традиционного прядильного станка, состругали кору с брусов при помощи древних инструментов, вырезали по дереву, наряжались в костюмы и военную форму разных эпох. Православная молодёжь с удовольствием делала селфи на фоне громадных кириллических букв, танцевала польку, запивала баранки и пирожки чаем и морсом на расписанном под хохлому импровизированном рыночке. 

Человек 25 слушали лекторов из числа священнослужителей. Один из них рассказывал, что образ современного человека легче всего увидеть из анализа популярности лекарств. Россияне чаще всего покупают в аптеках мезим, настойку боярышника, виагру и активированный уголь. По мнению священнослужителя, это означает, что средний россиянин здоровому образу жизни предпочитает обжорство, пьянство, беспорядочные половые связи и интоксикацию.

Социальные сети Патриарх назвал неподходящими для знакомств: «Разве почувствуешь чистую душу или увидишь дьявольский огонь в интернете?»

Какие вопросы молодёжь
задает Патриарху. Изображение № 2.

 

Речь священника и развлечения посетителей прервались появлением Патриарха. В приветственной речи он призвал критично относиться к информации: «Открывая планшетник или компьютер, не нужно оставаться прекраснодушным человеком с чистыми помыслами и верить, что здесь все говорят только правду». Кирилл обратил внимание, что «дьявол мимикрирует под правду, благородство и свободу. Особенно под свободу». 

Его Святейшество отрицательно отозвался и о гражданских браках. По его мнению, вступать в отношения, не оформляя их законно, — это как постоянно стирать одежду. «Очень скоро она потеряет товарный вид», — заверил Патриарх. При этом Кирилл уверен, что современные молодые люди испытывают сложности со знакомством с представителями противоположного пола. Для этого он предлагает на базе церквей и храмов создавать клубы для обсуждения кино, музыки или моды. Там молодёжь могла бы знакомиться с целью завести семью. Существующие сейчас социальные сети Патриарх назвал неподходящими для таких целей: «Разве почувствуешь чистую душу или увидишь дьявольский огонь в интернете?»

Вообще, по мнению главы РПЦ, главный посыл, который сейчас несут телевидение, кино и интернет, звучит так: «Не напрягайтесь и живите в удовольствие». Патриарх уверен, это приведёт к печальным последствиям: «Relax & Enjoy — путь к деградации человеческой цивилизации. Эта „молодёжная формула“ противоречит словам Христа „И кто не берёт креста своего и следует за мною, тот не достоин меня“».

После речи участники съезда получили возможность взять крест на себя и задать Его Святейшеству вопросы. Самые интересные из них вместе с ответами Патриарха мы приводим здесь.

 

 

 

Екатерина Корсун
волонтёр Православной дьяконии «Доброе дело», Мюнхен

— Я воцерковилась пять лет назад, когда приехала в Германию. Скажите, как мне вести себя с людьми из старого круга общения, которые не понимают божественной литургии?

— Иногда воцерковление приводит к излишнему ригоризму, нетерпимости к чужому мнению. Он навязывает свою точку зрения волевыми усилиями, которые могут встречать неприятие. А надо делать это с любовью и снисхождением. Если людям приятно и радостно с вами, это будет формировать устойчивое мнение, что христианство — это добрая вера.

 

   

Виктория Рута
молодёжный активист, Симферополь

— Сейчас бытует мнение, что голос молодёжи лучше всего слышен в политике, общественной деятельности, бизнесе. А какое место она занимает в РПЦ?

— Печально, если церковь станет клубом пожилых людей. С другой стороны, церковь — это не детский сад, школа, гимназия или молодёжный клуб. В церкви должны быть все. Но я уверен, что сейчас удельный вес молодёжи в церкви недостаточен.

 

   

Анна Шаповалова
организатор православных фестивалей и литературных вечеров, Бишкек

— Иногда возникает сомнение в том, насколько важна работа церкви. Как оценить результаты нашей деятельности?

— Этот вопрос я задаю нашему духовенству. Мало в годовом отчёте написать, что у нас существует молодёжная работа. Я предлагаю нашим настоятелям брать молодых людей с соответствующей подготовкой на постоянную работу и ставить перед ними конкретную задачу — за год в два раза увеличить количество молодых прихожан в церкви. Ни один настоятель с этой работой не справляется — я в этом убедился.

 

Какие вопросы молодёжь
задает Патриарху. Изображение № 9.

 

Иван Козодоев
алтарник Петропавловского прихода в Ирландии

— В современной Ирландии молодёжь предпочитает проводить время в пабах, кинотеатрах, на концертах современных исполнителей. Как их убедить в привлекательности церкви?

— Если церковь попытается конкурировать с пивными, фитнес-клубами или дансингами, она обязательно проиграет. Самый правильный путь — рассказать о себе, своих мыслях и чувствах, почему вы христианин. Я сам так делал в детстве и юности. Многие молодые люди, видя мою религиозность, задавали мне вопросы. Это помогало мне расти. Чтобы отвечать на вопросы, нужно много читать, думать, учиться формулировать мысли.

 

   

Вячеслав Давиденко
клирик Святотроицкого собора в Торонто

— Я сам зарегистрирован в девяти социальных сетях, чтобы по долгу службы держать контакт с молодыми людьми. Какой бы вы хотели видеть молодёжную проповедь в интернете?

— Не уверен, что для участия в подобной деятельности в интернете нужно специальное благословение. Я сторонник православных сообществ. У меня нет возможности отслеживать всё, что там происходит. Но о самых важных вещах мне докладывают — и тогда я сам набираю адреса и смотрю. Православные сообщества помогают консолидировать молодёжь. Но важно, чтобы эти сообщества не канализировались в определённую сторону. В этом смысле я вспоминаю, что происходило на Западе в 60–70 годах. Тогда молодёжи дали больше власти в церковных приходах, а она находилась под мощным либерально-философским воздействием. Они привнесли эту повестку дня в протестантские и католические приходы. Результат знаете — пустеющие храмы, невероятная либерализация доктрины, которая привела к тому, что благословляются однополые браки, и так далее. Социальные сети можно также канализировать. Это опасная вещь. Но сама возможность для православных молодых людей объединяться в социальную сеть — это положительное явление.

 

Какие вопросы молодёжь
задает Патриарху. Изображение № 15.

Анна Симонова
член молодёжного совета Новосибирской епархии

— Недавно мне и моим друзьям удалось добиться отмены нескольких концертов сатанинских и языческих музыкальных групп (аплодисменты в зале). Невозможно равнодушно смотреть, как хулится имя Божье с открытых площадок города, подаваясь под видом культуры для молодёжи. Но далеко не все разделяют такую точку зрения. Какую позицию здесь должен занимать православный молодой человек и какие действия мы можем и должны совершать?

— Пришли какие-то особы в храм Христа Спасителя и стали бесноваться на амвоне. Никто бы не узнал их имён, если бы они не выложили это в интернет, снадбили текстом, которого они не произносили в храме, и не устроили из этого показательную порку православным людям. Создавалось впечатление, что это некая разведка боем. Существует мнение, что православные люди — это вообще такое быдло, простите меня, слабаки. Они не способны к самоорганизации, отстаиванию своих убеждений. Давайте посыпем им перца на рану, посмотрим, какая будет реакция.

Но народ поднялся. Народ не принял это. И когда около 100 тысяч человек пришли на площадь перед храмом Христа Спасителя и молились Богу, чтобы он не допустил погибели Отечества нашего от осквернения, это было шоком для многих. Что бы произошло, если бы, поддаваясь советам части нашей интеллигенции, мы бы сказали: «Да ничего серьёзного не произошло, ой какие нехорошие девочки»? Мы бы получили ещё не один такой случай. И ещё более страшные и кощунственные.

Наш народ встал и сказал нет. И так громко сказал, что закон приняли. Поэтому у нашего народа есть право сопротивляться тому, что навязывают ему с целью разрушить его духовную сущность, подорвать ценности, которые для него дороги. У нас есть право на мирные протесты. Не нужно только экстремизмом заниматься. Это выходит за рамки христианской морали. Но протест в рамках закона, мобилизация общественного мнения, разъяснительная работа — это то, что требуется сегодня. Если таким образом мы не будем себя защищать, поздно будет за голову хвататься, когда произойдут очень плохие события в нашей стране и нашем народе. Как современные люди мы сохраняем за собой право отстаивать те ценности, благодаря которым наш народ сохранился в течение тысячи лет. Я очень рад, что сегодня всё больше людей понимают, что за нашу веру, когда это необходимо, нужно бороться.