С начала августа и по 1 октября у здания петербургского «Манежа» установлена инсталляция «Глубоко внутри», посвященная людям с тяжелыми множественными нарушениями развития. Героями проекта (он представлен также на специальном сайте) стали постояльцы психоневрологического интерната в Петергофе — одного из самых больших в России. Над проектом работали сотрудники студии «Гонзо-дизайн» и организации «Перспективы».

«Глубоко внутри» среди прочего интересен тем, что до «Манежа» инсталляцию — в ином формате — экспонировали в двух гигантских торговых центрах: «Галерее» и «Мега Парнас». Одна из авторов проекта, фотограф и дизайнер Ксения Диодорова рассказала The Village, как на серьезную тему реагировали посетители, пришедшие в ТЦ за покупками и необременительным досугом.


Ксения Диодорова

сооснователь студии визуальных коммуникаций и образовательного центра «Гонзо-дизайн»

Проект „Глубоко внутри“ — это история о жизни людей со множественными нарушениями развития. Мы начали работу над проектом по просьбе благотворительной организации „Перспективы“, которая помогает сейчас 189 таким ребятам.

Тема интернатов и людей, живущих там, табуирована. Во многом в силу исторических обстоятельств: в Советском Союзе (и после его распада) интернаты для особых людей строили за пределами города. По сути, люди, которые живут в этих интернатах, буквально невидимы. Они не просто не участвуют в общественных процессах и нашей жизни — мы их физически не видим, потому что они живут за чертой леса.

Наша задача была в том, чтобы и физически, и эмоционально приблизить обычного человека к той жизни, которая происходит внутри интерната. Чтобы передать ощущение: они — живые люди, они живут рядом с нами, они есть. Так появилась идея показать проект в открытом публичном месте, где люди погружены в какой-то обычный механический процесс. Мы поняли, что это может быть торговый центр — как скопление людей, которые движутся на больших скоростях, думая о чем-то своем.

Мы придумали инсталляцию, которая появляется посреди этих потоков и представляет собой закрытое пространство — „коробочку“, внутрь которой попадает человек, не понимая, что его ждет. А внутри его ожидает среда, контрастная той, что за пределами „коробочки“. Если в торговом центре все большое — здесь все маленькое. Громкое — тихое. И человек оказывается в альтернативной реальности, с другими скоростями, другим звуковым фоном. Все в этом пространстве организовано таким образом, чтобы сделать человека чуть более внимательным. Поместить его в условия, когда он начинает вслушиваться и, может быть, замечать вещи, которые не замечал раньше.

Несмотря на болезненность и сложность темы, мы ставили перед собой задачу показать ее деликатно и красиво. В первую очередь это арт-проект. Арт — не в попытке конвертировать проблему в удовольствие, а в том, что сложная тема представлена не грубо и не болезненно.

Мы выбрали торговые центры с большой проходимостью. „Галерея“, кроме того, находится в центре, поэтому там очень много людей, которые заходят не только за покупками, но и провести время. Еще одним важным критерием выбора этих двух площадок стало наличие места для инсталляции: она немаленькая — 8,5 метра в длину, по 2,5 метра в ширину и высоту. Я была приятно удивлена тому, что оба торговых центра отнеслись крайне положительно к проекту.

Важный итог этого проекта: большая часть посетителей — молодые ребята в возрасте от 23 до 35 лет. Это очень здорово. От них был самый живой фидбек. Многие после разговора с волонтерами, которые работали внутри инсталляции, подписывались на рассылку волонтерской программы. Спрашивали, как стать волонтером, как можно помочь.

Вторая категория посетителей, которую стоит отметить, — родители с детьми. Меня это удивило, потому что на инсталляции висел значок возрастного ограничения «16+» (все-таки речь о людях с тяжелыми множественными нарушениями развития, и по закону мы должны были поставить маркировку). Я спрашивала некоторых родителей, почему же они зашли с детьми, невзирая на возрастное ограничение. И было несколько четких ответов о том, что инсталляция выглядит нестрашно, а ребенку было бы полезно узнать о том, к чему он не привык и чего не видит.

Хотя были, конечно, и посетители, которые реагировали отрицательно. Их было мало. Если обобщить, реакция была в том духе, что „такие люди (герои проекта. — Прим. ред.) не должны рождаться, нечего их показывать“. Один мужчина даже сказал, что если бы у него был такой ребенок, он бы от него отказался. У волонтеров не было задачи переубеждать посетителей с жесткой позицией. Однако они пытались развеять предубеждения. Например, о том, что дети с нарушениями появляются на свет у неблагополучных родителей — алкоголиков и наркоманов. Нет, большая часть таких заболеваний происходит вследствие родовых травм. Многие об этом не знают.

Самая частая реакция была: „Спасибо, что рассказали о том, чего мы раньше не знали“. Наше исследование того, как именно инсталляция взаимодействовала с люди в торговом центре, показало, что тема не просто табуирована — о ней совсем не знают. До такой степени, что даже немножко страшно.



Фотографии: Гонзо-дизайн