О том, что правительство хочет увеличить налоговую нагрузку для повышения доходной части бюджета, стало известно в начале августа. Минфин разработал законопроект, предусматривающий введение налога с продаж с 1 января 2015 года. Сегодня Владимир Путин согласился с ведомством и одобрил возвращение налога, который был отменён в 2004 году. Скорее всего, закон примут.

The Village спросил экспертов о том, что введение нового налога принесёт потребителям, бизнесу и российской экономике в целом. 

 

   

Эксперты: Как налог с продаж повлияет на потребителей, бизнесменов и экономику России. Изображение № 1.

Антон Сороко
аналитик инвестиционного холдинга «Финам»

Налог с продаж будет исчисляться с конечного продукта, соответственно, он будет ложиться на ретейлера, который распространяет свою продукцию. Из-за низкой маржинальности этого бизнеса, скорее всего, налог будет перекладываться на потребителя — так уж исторически сложилось. Ключевой эффект, который мы увидим, — рост инфляции, сопоставимый с размером налога. Возможно, какие-то регионы, у которых нет проблем с наполняемостью бюджета, могут сохранить его на уровне нуля или просто ниже 3 % — на это могут пойти Москва и Питер, и тогда инфляция здесь будет ниже. 

Налог хорош для региональных бюджетов, которые будут наполняться. Для производителей, находящихся в начале или в конце цепочки, этот вариант лучше, чем повышение НДС, — на них возвращение налога с продаж практически никак не повлияет. Для экономики это, скорее, торможение роста за счёт сужения совокупного спроса: потребитель почувствует на себе рост цен, и его покупательская способность снизится.

   

Эксперты: Как налог с продаж повлияет на потребителей, бизнесменов и экономику России. Изображение № 2.

Андрей Чернявский
ведущий научный сотрудник Института «Центр развития» ВШЭ

Налог с продаж вводится как региональный для того, чтобы увеличить региональные доходы, которые сейчас в плохом состоянии. Регионы сводят бюджеты с большими дефицитами и непонятными источниками финансирования. Федеральный центр сегодня ограничен в возможности поддержать регионы.

Налог вводится на ту же налоговую базу, что и НДС, но, в отличие от НДС, собирается он плохо. Этот налог вводился в российской истории дважды, последний раз он был отменён в 2004 году. В начале нулевых собираемость по этому налогу была около 30 %. Одной из причин для отмены налога называли нежелание снимать два налога с одной налоговой базы. Также говорилось о налоговой конкуренции между регионами, которая может возникнуть и сейчас.

Увеличение налоговой нагрузки в современных условия означает дальнейшее снижение темпов экономического роста, увеличение инфляции, снижение конкурентоспособности российской экономики. В менее конкурентной позиции окажутся компании, которые платят налоги, в сравнении с компаниями, которые от них уходят. Введение такого налога имеет большие издержки.

   

Эксперты: Как налог с продаж повлияет на потребителей, бизнесменов и экономику России. Изображение № 3.

Тимур НИГМАТУЛЛИН
Аналитик «Инвесткафе»

Увеличение налоговой нагрузки в современных условиях означает дальнейшее снижение темпов экономического роста, увеличение инфляции, снижение конкурентоспособности российской экономики. В менее конкурентной позиции окажутся компании, которые платят налоги, в сравнении с компаниями, которые от них уходят. 

Сейчас у нас профицит федерального бюджета и дефицит консолидированного бюджета регионов. То есть регионам не хватает средств, чтобы финансировать предвыборные обещания Путина по увеличению зарплат бюджетникам.

Введение налогов с продаж должно будет компенсировать увеличение расходов региональных бюджетов, это решит проблему с ростом госдолга у регионов. Скорее всего, налог введут все регионы — никто не захочет упустить возможность пополнить бюджет. Он принесёт дополнительные 100–250 миллиардов рублей в бюджет. Цены вырастут везде.

На экономике это отразится негативно: инфляция увеличится, налог добавит к ней 1–2 процентных пункта. Если до известных геополитических событий прогнозировалось, что в 2015 году инфляция будет 4–5 %, то с учётом девальвации рубля и новых налогов инфляция в 2015 году может возрасти до 8 %. Это приведёт к снижению экономического роста, который, к слову, и так нулевой.

Не думаю, что это существенный негатив для бизнеса, потому что он может пережить возросшие расходы на потребителя. В итоге пострадают в первую очередь домохозяйства с наименьшими доходами: чем ниже доход домохозяйства, тем большая часть из них приходится на пищевые продукты, до 60 %. Если ретейл повышает цены, то страдают больше всего домохозяйства с низкими доходами, это такой налог на бедность.