В этом году фэшн-индустрию в России трясло сильнее других. Из страны ушли марки River Island, New Look и Esprit; Zara закрыла свой флагманский магазин на Тверской. The Village спросил представителей компаний, стоит ли ждать новых закрытий.

 

 

Сокращения, закрытия и рост цен: Как бренды одежды переживают кризис. Изображение № 1.

Денис Ерхов
JNBY, Wood Wood, Items

Мировой модный рынок сейчас в целом находится в кризисе. Новые марки почти не появляются, спрос на старые падает, на закупки ездит всё меньше байеров — этой зимой отменили главную выставку B&B, которая проводилась на протяжении многих лет. Очередная эпоха консюмеризма подошла к концу. Производство теряет рентабельность, потому что цены постоянно растут. Так сложилось, что замедление развития международного рынка наложилось на ещё большее замедление российского рынка моды. Даже в Китае в последние два года развитие замедлилось.

Любая дальнейшая дестабилизация российского рынка заставит каждого ретейлера пересматривать модель ведения бизнеса. Самый простой вариант — сократить или вовсе отменить часть заказов, убрать самые некоммерческие модели, закрыть нерентабельные проекты. Если компания занимается дистрибуцией, то ей стоит быть осторожнее: пересмотреть договоры со своими партнёрами, отказаться от отсрочек по платежам, потому что сейчас происходит небывалое закрытие проектов. После банкротства магазина денег обратно не получить. Очевидно, что этот кризис подчистит рынок, переварит сомнительные проекты. Возможно, небольшие игроки перейдут на продажу предыдущих коллекций, так как цены на них при закупке будут заметно ниже. Вероятно появление новых интересных секондов и стоковых магазинов. Сейчас в большинстве компаний сокращают от 10 до 30 % сотрудников. На улице оказываются много хороших кадров, безработица быстро растёт. Закроется ещё много проектов, в феврале несколько крупных компаний объявят о банкротстве.

Возможности открываются для местных дизайнеров. В некоторых регионах скоро появятся новые фабрики по производству тканей. Уже сейчас многие магазины приступили к увеличению доли российских поставщиков, многие ищут, ну или по крайней мере думают об этом. Вопрос в том, смогут ли российские дизайнеры наладить производство и остальные процессы.

 

Сокращения, закрытия и рост цен: Как бренды одежды переживают кризис. Изображение № 2.

Алла никитина
сотрудник масс-маркет-бренда

Сейчас весь масс-маркет на грани. Многие ничего не предпринимают, хотя и понимают, что в следующем году могут просто вскинуть лапки кверху. Проблема заключается в том, что российский одёжный бизнес в основном закупает товары в странах Юго-Восточной Азии (Китай, Индия, Бангладеш), всё фиксируется в долларовых контрактах. Они заключаются где-то за полгода, то есть сейчас начнут покупать коллекции на осень-зиму 2015−2016. На текущую зиму закупали по курсу 35−38 рублей за доллар.

Возьмём одну и ту же футболку, чья стоимость закупки — один доллар. Розничная цена состоит из закупочной стоимости в долларах плюс расходы на доставку, плюс расходы на таможню, плюс НДС, плюс маржа. Понятно, что цена должна расти пропорционально росту курса доллара. В этом сезоне при старом курсе футболка стоила 150 рублей, а теперь она должна стоить в полтора раза дороже. Но масс-маркет не может увеличить цену, потому что клиенты масс-маркета — самые чувствительные к цене. Синхронные повышения начнутся, вероятно, с января. А пока все держат руку на пульсе.

 

Сокращения, закрытия и рост цен: Как бренды одежды переживают кризис. Изображение № 3.

Эдуард Остроброд
вице-президент компании Sela

Конечно, столь большая курсовая разница для нас оборачивается некоторыми потерями. В связи с этим мы разработали антикризисную программу, которая включает в себя в том числе оптимизацию расходов.

Мы проводим работу с поставщиками и арендодателями, избавляемся от всего лишнего, без чего можно обойтись. Сейчас многие компании на рынке будут закрываться, а те, кто останутся и будут поставлять новые коллекции, будут востребованы покупателями. Людям всё равно надо одеваться.

Мы расширяем свои франчайзинговые точки и предлагаем партнёрство, особенно тем, у кого: есть франчайзинговые точки, но они перестали приносить доход или марка уходит с рынка; уже есть помещение под магазин — мы предлагаем им открыть Sela; топ-менеджерам компании, которые давно подумывают о своём деле.

Мы с уверенностью смотрим в будущее, хотя и понимаем, что расстановка сил изменится и многие уйдут с рынка.