«Дизайн от природы» — поток о красивых и функциональных дизайн-решениях в архитектуре, транспорте и инфраструктуре разных стран, основанных на принципах биомимикрии. Биомимикрия (от греч. bios — жизнь и mimesis — подражание) — это направление дизайна, использующее природные механизмы как образец для создания инновационных решений. Поток выходит при поддержке Samsung Galaxy S III — смартфона, объединившего современные технологии и лаконичность природных линий.

Дизайн от природы: Стекло-паутина и павильон — морской еж в Германии. Изображение № 1.

 

СТЕКЛА ORNILUX В МУНИЦИПАЛЬНОМ БАССЕЙНЕ, ПЛАУЭН 

Источник вдохновения: паутина пауков-кругопрядов

Дизайн от природы: Стекло-паутина и павильон — морской еж в Германии. Изображение № 2.

Этот муниципальный бассейн в небольшом немецком городе — первое в мире здание, застекленное с защитой от птиц. Идея Ornilux — классический пример биомимикрии в дизайне: человеку при любом освещении эти стекла кажутся совершенно прозрачными, птицы видят тонкий рисунок-паутину, отражающуюся в UV-лучах, и облетают здание. Эту же стратегию защиты используют пауки кругопряды: они заинтересованы в том, чтобы мелкие насекомые запутывались в прозрачных нитках, но крупные птицы их только рвут. Паутина отражает ультрафиолет с помощью белых шелковистых зигзагообразных орнаментов (стабилименты) — линий, спиралей и шариков, вкрапленных в серебристую сетку. Немецкая компания Arnold Glass совместно с Институтом орнитологии Макса Планка в 2006 году придумала, как решить эту же задачу в оформлении зданий. Сейчас стекла-паутины используются по всему миру; в Германии число несчастных случаев с птицами упало на 76%. Только в Северной Америке ежегодно погибает больше 100 миллионов птиц, врезающихся в здания и автобусные остановки.

Дизайн от природы: Стекло-паутина и павильон — морской еж в Германии. Изображение № 3.

Дизайн от природы: Стекло-паутина и павильон — морской еж в Германии. Изображение № 8.

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПАВИЛЬОН ICD/ITKE,
КАМПУС ШТУТГАРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Источник вдохновения: скелет плоского морского ежа
(«морского печенья»)

 

Дизайн от природы: Стекло-паутина и павильон — морской еж в Германии. Изображение № 9.

Институт вычислительного дизайна (ICD) и Институт строительных структур и структурного дизайна (ITKE) вместе со студентами Штутгартского университета построили павильон для исследований и обучения в области бионики. Деревянная «ракушка» — проект, появившийся благодаря наблюдениям за морфологией скелета плоского морского ежа (народные названия — «морская печенюшка» и «песочный доллар»). Этот еж — огромная модульная система из полигональных (многоугольных) пластин, соединенных между собой кальцитовыми «пальчиками». Такой принцип превосходно подходит для строительства очень легких, невероятно прочных и легко меняющих форму в зависимости от обстоятельств конструкций. Для этого павильона использовались фанерные пластины толщиной всего 6,5 мм, всего — 850 разных видов, размеров и форм. Плюс 100 тысяч «пальчиковых» соединений. Скелет «песочного доллара» построен из разноразмерных клеток — их форма меняется под механическим воздействием; на каждом уровне в одной точке соединяются только три полигона. Это позволяет использовать почти неограниченный набор комбинаций и строительных пластин, не жертвуя при этом прочностью и площадью постройки.

Дизайн от природы: Стекло-паутина и павильон — морской еж в Германии. Изображение № 10.

Дизайн от природы: Стекло-паутина и павильон — морской еж в Германии. Изображение № 18.

 

ОФИСНОЕ ЗДАНИЕ Q1, ЭССЕН
Источник вдохновения: мышцы млекопитающих

 

Дизайн от природы: Стекло-паутина и павильон — морской еж в Германии. Изображение № 19.

Небоскреб бизнес-квартала на западе Германии, спроектированный архитектурным агентством JSWD Architekten, — один из впечатляющих вариантов реализации проекта гомеостатического фасада.

Гомеостаз биологических систем — скоординированные действия в ответ на изменения окружающей среды — стратегия, которая интересует специалистов по биомимикрии больше остальных. Научиться этому у органических царств — значит научиться строить полностью замкнутые на себе кварталы, самостоятельно отапливающие, проветривающие, освещающие и перерабатывающие собственный мусор здания.

400 тысяч металлических «перьев» на здании Q1 прикреплены к 3 150 стальным направляющим. Все они двигаются и «дышат», подстраиваясь под условия окружающей среды. 1 280 двигательных элементов могут полностью закрывать пластины, защищая фасад от прямых солнечных лучей, и двигаться в течение суток, регулируя уровень освещения и вентиляции внутри офисов. «Перья» в форме треугольников, трапеций и прямоугольников настраиваются независимо друг от друга, сокращая счета компаний за электричество. Саморегулирующиеся системы затенения — результат наблюдения ученых и архитекторов за сокращающимися и удлиняющимися мышцами млекопитающих.

Фотографии – Christian Richters. Изображение № 20.Фотографии – Christian Richters

Дизайн от природы: Стекло-паутина и павильон — морской еж в Германии. Изображение № 27.

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Дизайн от природы: Стекло-паутина и павильон — морской еж в Германии. Изображение № 28.

Иван Курячий,
архитектор, урбанист, выпускник Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», сотрудник консалтингового бюро IRP Group

 

«Архитектура становится сложнее, пытаясь ответить на множество вызовов: технологических, социально-экономических и культурных. Она превращается в мультидисциплинарную площадку. Инженерная основа всегда была утилитарной частью профессии, но сейчас взаимодействие происходит на более тонком уровне. Сложные модели создаются для решения определенных проектных задач — таких, как, например, снижение веса конструкции здания Пекинского национального плавательного комплекса, основанного на модели молекул воды. Биология — идеальный материал для включения в архитектурный процесс: огромная вариативность морфологии, множество форм и структур, доступность и изученность первоисточника.

У биологических моделей — огромный потенциал для анализа и вплетения в процесс проектирования объектов.

В этом случае архитектура (как всегда, отставая) идет по пути промышленного дизайна. Например, при проектировании стратегических самолетов-разведчиков в шестидесятых придумали рассекатель воздушного потока, созданный по аналогии с устройством нозрей сокола-сапсана. Система, защищающая его легкие от чрезмерного давления на высоких скоростях, позволила в том числе достичь скоростей в три раза выше скорости звука».

Текст: Анна Заболотная