«Дизайн от природы» — серия материалов о красивых и функциональных дизайн-решениях в архитектуре, транспорте и инфраструктуре разных стран, основанных на принципах биомимикрии. Биомимикрия (от греч. bios — жизнь и mimesis — подражание) — это направление дизайна, использующее природные механизмы как образец для создания инновационных решений. Материалы выходят при поддержке Samsung Galaxy S III — смартфона, объединившего современные технологии и лаконичность природных линий.

 

КРЫША ЗДАНИЯ ESPLANADE — THEATER ON THE BAY

Источник вдохновения: шкура дуриана

Здание на берегу Marina Bay в Сингапуре, одной из самых дорогих и благоустроенных набережных в мире, вмещает в себя концертный зал на 1600 зрителей и театр на 2000 зрителей. Кроме площадей для десятков арт-перформансов, в Esplanade есть библиотека, торговый центр, выставочные галереи и фудкорты. Под некоторым давлением критиков, счёвших первый проект здания слишком «чужеродным и неаутентичным», архитекторы из Сингапура и Великобритании покрыли крышу Эспланады тысячами металлических пластин-пирамид, похожих из космоса на фасетчатые глаза мухи, а с земли — на шкурку дуриана. Разумеется, теперь здание называют именно так.

Несмотря на то, что фрукт часто запрещено есть публично (в частности, штраф за поедание дуриана в сингапурских поездах составляет 500 сингапурских долларов, что примерно равно 13 тысячам рублей), он невероятно популярен — как и здание. Пирамидальные шипы на шкурке выполняют сразу несколько функций. Они достаточно твердые, чтобы защищать мякоть от механических воздействий — в том числе повреждений от падения (некоторые дурианы весят до 30 килограммов). Они достаточно острые, чтобы отпугивать животных и птиц, пока дуриан зреет. А пирамидальные выступы позволяют аккумулировать тепло, но при этом не дают семенам перегреваться. Дизайн арт-центра использует именно эту функцию: на прямом солнце нормальная плюсовая температура в июле в Сингапуре — 45 градусов.

 

ЗДАНИЕ ARTSCIENCE MUSEUM

Источник вдохновения: цветок лотоса

Музей науки и искусства в Сингапуре эксплуатирует собственную тему — технологичное здание в форме лотоса омывает и освещает себя самостоятельно (по крайней мере, частично). «Цветоложе» гигантского цветка с десятью «лепестками» собирает дождевую воду. Из ее потоков формируется 35-метровый цилиндрический водопад; струи воды падают в небольшой бассейн, вокруг которого пьют кофе посетители 21 галереи внутри музея, а затем вода отправляется в туалеты здания — перерабатываться вторично в рамках сингапурской программы Green Mark. Концы облицованных стекловолоконными полимерами «лепестков» спроектированы таким образом, чтобы выставочные пространства были полностью заполнены натуральным светом.

 

«СУПЕРДЕРЕВЬЯ» GARDENS BY THE BAY

Источник вдохновения: деревья и фотосинтез

Самый свежий и самый претенциозный сингапурский проект Gardens by the Bay открывается для посещений частями; презентация Bay South, засаженного «супердеревьями», прошла буквально месяц назад (29 июня 2012 года). Самый большой из трех садов — 54 гектара — засажен в том числе гигантскими технодеревьями высотой от 25 до 50 метров. Каждое из них оплетено растительной экзотикой и напичкано фотовольтаическими системами (панелями, перерабатывающими солнечную энергию). Энергии одиннадцати «супердеревьев» достаточно, чтобы полностью освещать все здания этой части набережной, а по ночам светиться разноцветными огнями (шоу называется «Садовой рапсодией»). На стволах и в теплицах в стволах деревьев высажено 162 900 растений 200 видов — в основном разноцветный мох, орхидеи и тропические цветы, полив которых происходит за счет энергии «супердеревьев». Проектировать новые хай-тек-проекты, полностью обеспечивающие себя энергией, с некоторых пор стало в архитектуре правилом хорошего тона. Другие биомимикрические функции проекта: сбор дождевой воды для ирригации садов и фонтанов и охлаждение с помощью системы пассивной вентиляции.

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Егор Коробейников,
руководитель проекта UrbanUrban.ru
 

«Возможны ли подобные проекты в Москве? Тут будет, конечно, два варианта ответа. Возможны — потому что, в принципе, ничего, кроме сознания заказчиков, не мешает им появиться. Невозможны — потому что за последние 20 лет хорошего было построено ничтожно мало, и мечтать о том, что сейчас вдруг люди начнут реализовывать проекты в тренде биомимикрии, как минимум, наивно.

Биомимикрия может стать тенденцией, но для этого у широкого круга заказчиков должно быть сформировано понимание, зачем нужна именно такая архитектура и именно такие решения.

Если дело только в эстетике, то это дань моде, и ее нужно формировать по хорошо известным законам. Если мы говорим о значительных целях, нам нужна планомерная работа по донесению идеи преимущества биомимикрии перед тем, что сейчас является наиболее востребованным. У меня есть подозрение, что вдохновиться каплей воды, то есть воплотить форму, гораздо проще, чем реализовать биологические процессы. Это требует не только воображения, но и недюжинного инженерного ума».

Текст: Анна Заболотная