«Дизайн от природы» — поток о красивых и функциональных дизайн-решениях в архитектуре, транспорте и инфраструктуре разных стран, основанных на принципах биомимикрии. Биомимикрия (от греч. bios — жизнь и mimesis — подражание) — это направление дизайна, использующее природные механизмы как образец для создания инновационных решений. Поток выходит при поддержке Samsung Galaxy S III — смартфона, объединившего современные технологии и лаконичность природных линий.

Дизайн от природы: Тропическая архитектура Бразилии. Изображение № 1.

 

КОНЦЕПТ-СТОР FIRMA CASA, САН-ПАУЛУ

Источник вдохновения: локальная организация тропического леса

 Дизайн от природы: Тропическая архитектура Бразилии. Изображение № 2.

Магазин Firma Casa — одна из иллюстраций тренда вертикального озеленения, который может реально изменить ситуацию с бразильскими фавелами. Пестрые, перекошенные и грязные здания можно засаживать неприхотливыми растениями, за которыми не нужен особый уход. Обвивая стены и разрастаясь в джунгли, они украсят постройки и защитят их жителей от прямых лучей солнца.

Неблагополучные районы урбанизированных городов — идеальная площадка для 3D-ферм. Живая природа не занимается массовым производством и поставкой материалов; все необходимое производится локально. Тропические леса — классический пример этой стратегии: растения, плоды и животные существуют в одном фотосинтетическом пространстве. Вертикальное выращивание продуктов и моментальная их переработка — изящное и недорогое решение перенаселенности и безработицы бедных кварталов.

Подбираясь к фавелам, бразильские архитекторы и ландшафтные дизайнеры экспериментируют со стенами благополучных зданий: на этом, например, девять тысяч семян африканского происхождения засеяли в 3,5 тысячи ваз-конусов. Местные жители отнеслись к траве благосклонно: по их мнению, она защищает район от сглаза.

Здесь же использована другая «тропическая» технология: двор здания выложен покрытием Elastopave, впитывающим дождевую воду, мягко защищающим корни деревьев и растений от механического стресса и создающим благоприятную среду для их роста — так же, как в лесу это делают мох и слой опавших листьев и обломанных веток. Разумеется, Elastopave нагревается гораздо меньше, чем бетон; в самом жарком мегаполисе мира за таким покрытием — будущее.

Дизайн от природы: Тропическая архитектура Бразилии. Изображение № 3.

Дизайн от природы: Тропическая архитектура Бразилии. Изображение № 10.

 

КОМПЛЕКС ЗДАНИЙ TRIPTYQUE, САН-ПАУЛУ

Источник вдохновения: влажные тропические леса

Дизайн от природы: Тропическая архитектура Бразилии. Изображение № 11.

Один из пока немногих прижившихся проектов по вертикальному озеленению в Сан-Паулу — «живое здание» на Harmonia Street дышит, «потеет» и модифицируется без человеческого вмешательства. Толстые стены покрыты пучками растений, высаженных во внешние органические панели с крупными порами («кожа здания»). Сложная система труб и насосов позволяет зданию собирать дождевую воду — контейнеры для нее установлены на крыше, под еще одним слоем травы. Пропущенная через натуральные фильтры вода скапливается в резервуарах и отправляется на увлажнение почвы вокруг здания и внутри зимнего сада; остатки фильтруются еще дважды и используются в канализации и для опрыскивания стен. Оно, конечно, тоже происходит автоматически. Для создания системы труб потребовался отдельный инженер — и теперь именно эта экосистема подается как пример идеального проекта для бразильского города.

Дизайн от природы: Тропическая архитектура Бразилии. Изображение № 12.

Дизайн от природы: Тропическая архитектура Бразилии. Изображение № 25.

 

«ГОРЯЧИЕ ТОЧКИ» ДЛЯ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ

Источник вдохновения: бразильские летучие мыши

Дизайн от природы: Тропическая архитектура Бразилии. Изображение № 26. 

Бразильские летучие мыши спят в раскаленных скалах, летают под палящим солнцем и ищут еду в потоках ледяного воздуха. Адаптироваться к перепадам температур им помогают «горячие точки» под мышками — определенный, совершенно лысый участок крыльев поддерживает тепловой баланс животного, регулируя быстрые приливы и отливы крови в тонкой сетке вен и артерий. Если мыши жарко, кровь приливает и охлаждается — стенки сосудов и кожа под крыльями очень тонкие. Когда холодно, отхлынувшая из-под мышек теплая кровь согревает все тело.

Эти же принципы — «васкуляризированные горячие точки» — используются в зданиях, системах охлаждения микроплат и в производстве одежды и спальных мешков. Если у вас есть высокотехнологичная майка или легинсы для бега, в них наверняка есть плотная сеточка, выводящая пот, под коленками и под мышками — один из результатов подсматривания за бразильскими летучими мышами.

Дизайн от природы: Тропическая архитектура Бразилии. Изображение № 27.

Дизайн от природы: Тропическая архитектура Бразилии. Изображение № 32.

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТОВ

Дизайн от природы: Тропическая архитектура Бразилии. Изображение № 33.

Дарья Ковалева

 

Дизайн от природы: Тропическая архитектура Бразилии. Изображение № 34.

Сергей Неботов

 

Дизайн от природы: Тропическая архитектура Бразилии. Изображение № 35.

Евгений Ширинян

Исследовательская группа PARALAB (prlb.ru)

«Об этих примерах можно говорить скорее как о проектах из области экоархитектуры, чем биомимикрии. Природа — это не просто набор готовых стратегий или решений, это их сочетание в комплексе. Поэтому простое заимствование элементов естественной среды не всегда может привести к желаемому результату. Важно рассматривать элементы в системе их взаимосвязей, чтобы правильно применить то или иное решение.

В концепт-сторе Firma Casa мы можем говорить о недорогом и эффективном решении оформления стен или натуральной технологии покрытия пола, но остается вопрос — как эти решения включены в общую систему, как взаимодействуют с остальными элементами? В комплексе зданий Triptyque это уже экосистема, сложная, многослойная и, как это часто бывает, энергоемкая — что очень сильно выбивается из концепции устойчивой архитектуры.

К вопросу возможности бионического подхода в Москве — это не просто возможно, это было целым научным направлением в советское время. Приблизительно с 1970-х годов и до начала 1990-х (официально даже до 2002 года) в Москве существовала Лаборатория архитектурной бионики, созданная и работавшая под руководством Юрия Сергеевича Лебедева. Лаборатория была экспериментальной площадкой, где на примере моделей изучались, тестировались и описывались различные природные принципы. Некоторые из них применялись на практике. В 1983 году в Москве проходила большая международная выставка, посвященная природе и архитектуре, на ней впервые в России выставлялись работы Института легких конструкций (ILEK) Фрая Отто».

 Текст: Анна Заболотная