Вслед за парками московское правительство активно развивает пешеходные зоны. Так, по словам заместителя мэра столицы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петра Бирюкова, к сентябрю 2015 года должна завершиться реконструкция 15 улиц в центре. Этим летом в Москву по приглашению КБ «Стрелка», занимающегося созданием пешеходных зон около обновлённого «Детского мира», посетил известный урбанист Майкл Мехаффи. Он рассказал The Village о четырёх главных проблемах московских улиц и том, как их исправить.

Урбанист Майкл Мехаффи — о том, как сделать улицы лучше. Изображение № 1.

Майкл Мехаффи

Эксперт по городскому планированию, дизайнер, консультант по стратегическому развитию. Принимал участие в реализации ряда успешных проектов в США и Европе. Среди его интересов — использование технологии Big Data в городском планировании и устойчивое проектирование города.

 

 Проблема

«Во многих городах, включая Москву, распространено мнение: если известный архитектор построит на какой-то улице здание, город встанет в один ряд с другими городами, в которых есть такие же постройки звёздных архитекторов. Феномен звёздной архитектуры, который на Западе уже отжил свой век, в Москве только начинает притягивать внимание. Я считаю, что не стоит тратить ресурсы на создание модных зданий. Сами по себе такие постройки, с одной стороны, быстро устаревают, а с другой — вторичны и не делают улицы лучше».

Решение: «Если в каком-то городе есть здание известного архитектора, это не значит, что и в Москве нужно построить такое же. Подход копирования звёздной архитектуры неустойчив. Он никаким образом не связан с экологическим дизайном, который сочетается с человеком. Это просто продажа нового и захватывающего продукта. Гораздо важнее сконцентрироваться на улучшении качества улиц и городской среды в целом. Следует вырабатывать свои собственные модели, основываясь на качестве городской среды и поддержании наследия. Россия обладает своей великой культурой, наследием и ресурсами для работы. На мой взгляд, не нужно игнорировать всё это и бездумно копировать распространённые городские модели. Необходимо использовать активные стороны города».

 

 Проблема

«Одна из главных проблем московских улиц — это отсутствие баланса между автомобильными зонами и пешеходными. Существуют огромные пространства, завоёванные автомобилем и тем не менее никак не способствующие мобильности. Примером такого нарушения баланса является Лубянская площадь, которая совершенно исключена из структуры города и абсолютно не помогает ни пешеходам, ни автомобилям».

Решение: «Для решения этой проблемы не нужно избавляться от машин. Они — часть современной жизни. Должен быть соблюдён необходимый баланс, не допускающий преобладания автомобильных зон над пешеходными и наоборот. Главное — понимать, что в фокусе дизайна и архитектуры — человеческое существо. Механический и абстрактный подход в городе неприемлем. Для хорошего дизайна нужно учитывать чувствительность и пешехода, и автомобилиста к природе. 

В румынском городе Клуж-Напока благодаря оживлению улиц, введению пешеходных зон и предоставлению доступа к реке мы изменили характер города и улучшили качество жизни горожан. Этот пример и примеры других городов показывают, что не обязательно избавиться от машин в городе, чтобы улучшить качество жизни. Задача такова: создать баланс между автомобилями и пешеходами».

 

 Проблема

«Проблема московских улиц заключается и в том, что дизайнеры часто отдают предпочтение интересным концепциям и новому стилю, а не преобладанию естественных элементов. Из-за этого теряется соотношение задач улицы с человеческими потребностями. Дизайн — это не просто самовыражение, это ещё и ответственность как за физическое, так и за психическое здоровье людей, которые станут пользователями дизайнерского проекта».

Решение: «Как показывает опыт специалистов по всему миру, важно обратиться к гуманистическому дизайну, который концентрируется на долговечности и в то же время учитывает культурные константы. Основа такого подхода — понимание, чего хотят от города местные жители, а не навязывание горожанам того, что хорошо для них. Особенно важным в этом плане становится понимание природы человека. Большую помощь архитекторам в этом подходе оказывают такие науки, как антропология и биология, а также дисциплина под названием биофилия. Она концентрируется на тех аспектах, которые приятны человеку и на которые он реагирует положительно.

Если мы не будем принимать это во внимание, пользователи городских пространств спросят: „А что вы вообще делаете, и для кого всё это строится?“ Встаёт вопрос о том, служим мы интересам людей или же преследуем какие-то свои цели. Сегодня мы должны повернуться к потребностям самого человека. Необходимо проектировать городское пространство, следуя органической структуре. Если город хочет быть успешной живой системой, он должен создавать удобные гуманистические улицы и качественное общественное пространство. Такой подход улучшает и экономическую ситуацию, и здоровье жителей».

 

 Проблема

«Ещё одна проблема, которую я заметил на улицах Москвы, — это трудности с благоустройством. Уличные пространства недостаточно комфортны для жителей».

Решение: «Здесь я бы хотел употребить слово „красота“, которое мы не так часто слышим от архитекторов. Современные дизайнеры и проектировщики чувствуют себя неуверенно, когда вынуждены использовать это слово. Причина тому — страх, что их обвинят в непрофессионализме. На самом же деле существует достаточно простое понимание красоты. В городском дизайне именно красота, ландшафтное планирование и озеленение улиц могут изменить качество города.

В Москве необходимо создавать пространства, которые не только будут более комфортными, но и обеспечат существование разных видов деятельности для пешеходов и автомобилей. Для этого совсем не обязательно проводить тотальную реконструкцию всех улиц. Достаточно просто обеспечить их надлежащий ремонт и привести улицы в чистоту. Но здесь нужно понимать, что перед разными участками города, разными районами стоят не одни и те же проблемы. Поэтому нельзя использовать одинаковые стандарты для обустройства разных улиц города».

 

Принципы идеальной улицы:

 баланс между автомобильными и пешеходными зонами;

 соразмерность элементов улицы человеку с точки зрения расстояний;

 детали улицы должны обеспечивать человеку комфорт, здоровье, безопасность;

 идеальная улица — та, где человек чувствует себя её хозяином.