В сентябре в Петербурге один за другим стартовали арт-проекты, работающие с конкретными городскими районами и активно вовлекающие в творчество обычных горожан, превращая их в соавторов произведений современного искусства. Проект «Критическая масса» осел в Лопухинском саду. Фестиваль «Арт Проспект» устраивает акции в районе проспекта Энгельса и в парке Лесотехнической академии. В партнёрстве с ним в Выборгском районе начал работу проект Arts for the City, который затем продолжится в Красногвардейском районе, Коломягах, на Обводном.

О том, что художники ищут за пределами петербургского центра и как такие проекты влияют на жизнь периферийных районов, мы попросили рассказать Александру Ненько, координатора проекта Arts for the City. 

Как современные художники объявили войну городской скуке. Изображение № 1.

Александра Ненько

координатор проекта «Arts for the City / Искусство для города», координатор проектов Центра изучения Германии и Европы (СПбГУ — Университет Билефельда),

научный сотрудник НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.

   

О городской скуке

 «Для человека город стал естественной средой обитания, хотя это не означает отсутствия в ней проблем. Унылая городская среда и городская скука преследуют и жителей культурной столицы. Это особенно чувствуется в периферийных районах Петербурга. Привычка заставляет думать, что усталость, серость, мусор, одиночество — данность. Однако исследования урбанистов показывают, что эти проблемы вызваны состоянием городской среды и культуры. Журналистка и урбанист Джейн Джейкобс, остановившая застройку Нью-Йорка магистралями, доказала, что жизнь города заключается в деталях, в том числе интенсивном использовании пространства „между домами“ для общения и экономической активности жителей разных возрастов, этносов, профессий. Современные урбанисты изучают качество городской среды, обращая внимание на инфраструктуру и характер использования общественных пространств, привлекательность архитектурных фасадов, функции первых этажей зданий и связи между соседями.

Городские исследователи Петербурга показывают, что общественным пространствам города не хватает разнообразия практик и горизонта возможностей (подробнее — в книге „SAGABOOK. Трансформация общественных пространств“). Горожане не ведут на улице интересной жизни: парки, скверы и площадки посещают преимущественно те, кто „функционально“ использует открытое пространство: собачники, родители с детьми и спортсмены, а также выпивающие. Творческое использование общественных пространств незначительно. Структура городской ткани также не способствует жизненности города. Многочисленные заборы выстраивают физические границы между людьми. Заброшенные и неиспользуемые здания расходуют вхолостую пространственный ресурс города и порождают уныние и преступность».

Об искусстве участия

«Одно из возможных решений лежит в области партисипаторного искусства или искусства участия, в котором зритель становится полноценным соавтором. Партисипаторные арт-проекты работают и с городской средой, вовлекая жителей районов в акции, игры, перформансы. При участии художника как модератора жители могут придумать новые решения для территории — необычную городскую мебель для двора, творческий центр для местного сообщества, услуги по уходу за детьми или питомцами. Горожане могут и взглянуть на территорию под другим углом, и придумать, как использовать заброшенные здания или хлам, который залежался на балконе. Во время художественного действа жители узнают друг друга, общаются о районе и получают положительные эмоции. Искусство участия даёт возможность встретиться и поговорить о жизни, возрождает ощущение сопричастности тому, что происходит на территории, даёт возможность вырваться из цикла «работа — дом». Так, искусство решает проблемы социального отчуждения и одиночества, невнимания к окружающей среде, вандализма.

Горожане могут взглянуть на территорию под другим углом, 

придумать, как использовать заброшенные здания или хлам, который залежался на балконе 

Художественные проекты — это также относительно быстрый и недорогой способ работы с городскими районами. Проекты по реконструкции городских территорий требуют инвестиций и длительных согласований, а временные художественные проекты — гибкий и удобный инструмент, с которого можно начать исследование, постановку задач, взаимодействие».

Фото: Критическая масса. Изображение № 2.Фото: Критическая масса

О районах и их особенностях

 «В отличие от других проектов, в Arts for the City участвуют не отдельные художники, а арт-коллективы, которые за счёт привычной для них коллективной динамики могут наладить коммуникацию между горожанами. Художники берут за основу результаты социологического и урбанистического исследований района. Участники акций — на 90 % жители и представители местных организаций. Проект реализуется в периферийных районах города, в том числе в Выборгском, Красногвардейском районах, Коломягах, на Обводном, в местах скучных, пустынных и социально проблемных.

Перед каждым художественным проектом социологи проводят серию интервью с жителями и местными организациями, в первую очередь, библиотеками, центрами творчества, домами культуры. С помощью интервью удаётся выяснить, чем жители района дорожат, в чём видят его преимущества, что считают проблемой. Урбанисты проводят наблюдения в пространстве, которые позволяют увидеть следы деятельности обывателей и их отношение к среде. К примеру, „жэк-арт“ является свидетельством того, что жители не чужды творчества и искусства, а визуальный шифр стен говорит об активности местных неформальных субкультур.

В Выборгском районе, конечно, не привыкли к современному искусству. В процессе исследования среди местных организаций выяснилось, что перспективы у него всё же есть. Пространство „Яркий“, которое недавно открылось в начале проспекта Энгельса и станет домом для фестиваля «Арт Проспект» и проекта Arts for the City в сентябре, предлагает посетителям почитать книги по современному искусству в галерее Aperto. Библиотеки района уверенно следуют современному урбанистическому тренду превращения из книгохранилищ в общественные пространства. Библиотека ЦБС № 1 Выборгского района (площадь Мужества) проводит выставки современного искусства в своих витринах, представляя известных молодых петербургских художников, в том числе, тех, которые работают и живут в районе: Ивана Плюща, резидента студии „Непокорённые“, расположенной на одноимённом проспекте, Евгении Голант. Библиотека № 9 „Книги во времени“ собирается переформатировать своё пространство для того, чтобы проводить в нём литературные кафе, мастер-классы и встречи с творческими людьми. 

Гаджеты захватили время на small talk — маленькие непринуждённые разговоры во дворах

Жители Выборгского района воспринимают его как срединный между спальными гигантами Севера и центром: здесь нет суеты, жизнь размеренная. Социально-демографический состав отличается значительным присутствием гуманитарной и технической интеллигенции — преподавателей Политехнического университета, Лесотехнической академии и других вузов. Выборгский район — самый пожилой район города. В последнее время наблюдается много приезжих и социально-демографический портрет района меняется.

Жители района „Лесной“ гордятся тем, что их район — самый зелёный, тихий и уютный; некоторые специально переезжают сюда в поисках тишины. Местность отличается некоторой пустынностью: не выживают даже продуктовые и хозяйственные магазины в связи с сокращением мощностей завода Светлана и малым количеством потребителей. Здесь горожане любят отдыхать в многочисленных парках — парке Лесотехнической академии и близлежащих „Удельном“, „Сосновке“. Правда, помимо контакта с природой, предложений в сфере досуга мало: молодёжи не хватает клубов, молодым родителям — активностей для детей. В разговоре о качестве жизни жители зачастую обращаются к проблемам отчуждения и угасания навыков общения между людьми. Гаджеты захватили время на small talk — маленькие непринуждённые разговоры во дворах. Соседи часто не видят друг друга из-за загруженности работой и потому, что традиции дворового общения и совместных празднований отошли в прошлое.

Многие из этих черт современного общения горожан свойственны и другим районам Петербурга. Урбанистические наблюдения во дворах Лесного показывают, что местные жители заботятся о пространстве: ухаживают за растениями, разбивают палисадники, выкрашивают наличники окон в единой цветовой гамме. Игрушки, оставленные в песочнице на детской площадке, говорят о том, что родители не бояться кражи. А вот грустное свидетельство качества досуга — обилие пустой тары из-под алкогольных напитков под кустами».

Фото: Arts for the City. Изображение № 3.Фото: Arts for the City

Об итальянских художниках на «Лесной»

«В первом событии Arts for the City 16–21 сентября при поддержке Итальянского института культуры в Санкт-Петербурге и в сотрудничестве с фестивалем «Арт Проспект», участвует коллектив из Италии Trial Version. В Италии группа занимается преобразованием неиспользуемых зданий (магазинов, складов, гаражей) во временные выставочные пространства для молодых художников. В Петербурге Trial Version работают вместе с петербургскими социологами в историческом районе „Лесной“, который входит в состав Выборгского района.

Итальянские художники решили сосредоточиться на проблеме скучного досуга и недостатка живого общения между соседями в районе „Лесной“. В качестве творческого выхода из ситуации Trial Version предлагает жителям игру „Из уст в уста“, напоминающую испорченный телефон. Специально для игры социологи составили для художников словарик топонимов, интересных фактов и бытовых проблем, свойственных району, — „Светлана“, „еврейский треугольник“, „Новосельцев“, „электричка“, „парки“, „пустынность“ и другие. Эти слова участники игры шёпотом будут передавать друг другу: одни останутся неизменными, а другие исказятся и приобретут комичность. Жители смогут вместе посмеяться и заодно поговорить об историях, которые стоят за словами, поделиться воспоминаниями и впечатлениями о районе».

Обложка: Арт Проспект